Газета
  1. Газета
 16 апреля 2012, 13:20   594

Кино

Кино
Продукт: «Развод Надера и Симин» Режиссер: Асгар Фархади
Никто, по-видимому, не ожидал такой резвой прыти от иранских кинематографистов — европейские и американские критики были приятно поражены лентой «Развод Надера и Симин» и оптом выписали ей все наличествующие премии и похвалы. На данный момент устроители премий «Оскар», «Золотой Глобус» и «Сезар» единогласно признали работу Асгара Фархади лучшим фильмом на иностранном языке, а Азиатская киноакадемия и жюри Берлинского фестиваля выдали картине в общей сложности девять наград, в том числе главных.
На первый взгляд Фархади снимает «в лоб» и безыс­кусно — никакого украшательства, запоминающихся операторских маневров, метафор, психоанализа и других элементов авторского кино — сугубо сюжетное «мясо», диалоги и накал бытовых страстей.
В семейные дрязги, связанные с бракоразводным процессом (Симин хочет покинуть Иран, а ее супруг Надер не может бросить здесь своего отца, пораженного болезнью Альцгеймера), оказывается втянутой беременная сиделка — во время потасовки с разнервничавшимся Надером она травмируется и теряет ребенка. Начинаются бесконечные судебные разбирательства, вспыхивают взаимные обвинения. Единства нет не только между противниками, но и в стане союзников. На фоне этой жаркой возни сложно разглядеть художественный подтекст, однако он есть: действие фильма происходит в рамках патриархального общества со строгими религиозными установками и табу. Главные герои находятся в постоянном поиске лазеек — для своих чувств, устремлений и страданий. Это намного трагичнее и достовернее, чем антиутопия — потому впечатляет и ужасает.

Снятый в традиционной для европейского кино форме и манере семейной драмы фильм является универсальным средством не только познания, но и осмысления — а чего еще можно пожелать хорошему кино? 

Поделиться:
Все новости компаний