cookie:
Газета
  1. Газета
 16 апреля 2012, 13:20   824

«Государство» — это ня

«Государство» — это ня
Business Сlass дает возможность художникам говорить о художниках — обсуждать, критиковать, восхищаться. «Толкование» — это рубрика-дискурс и одновременно — проверка на профпригодность, детектор лжи и правды. И если мнение отдельно взятого респондента не совпадет с вашим, не пугайтесь — у респондента еще все впереди.

 Депутатом от «bc» на выставке Дмитрия Цветкова «Государство» был Глеб Шарафиев, молодой пермский художник, чьи картины, пожалуй, тоже не мешало бы истолковать — но не в этот раз. Глебу Шарафиеву приглянулись знаменитые цветковские «Шинели», правда, сосредоточиться исключительно на одном экспонате он не смог и рассуждал более общо.

«Рассматривать произведения Цветкова в отрыве от выставки и всего его творчества — это как минимум рисково, а может быть, даже нелогично. Его творчество необходимо воспринимать цельно, как сюжет, как самостоятельно развивающуюся историю. Больше того, это творчество также имеет несколько контекстов — художественный, исторический, индивидуальный и прочие. Эстетика цветковского искусства многофункциональна и многогранна, она вышла из мозаик станций московского метро сталинской эпохи и кремлевских башен.
Воспринимать «плюшевость» и «игрушечность» его работ как стеб — это, возможно, самая большая ошибка зрителя. В каждом своем художественном высказывании он предельно серьезен, собран и ответствен. Цветков, как бы это странно ни звучало, чтит государство и власть, любит их символику, преклоняется перед ее масштабом, пафосом. Таким образом, он оперирует приемом, который больше присущ, например, поэтическим текстам, — самоотрицающей иронии: его рассуждения и жесты неполиткорректны, он издевается над современной идеологией и государственной мифологией, но делает это в ироническом ключе, что как бы отменяет серьезность сказанного и задуманного.
В этом смысле Цветков — фигура, совершенно неподходящая кругу Гельмана. Он, можно сказать, самый негельмановский художник, выставлявшийся в Музее PERMM. И в этом, конечно, его преимущество. Да и в сообществе совриска он для меня выглядит как отщепенец.
«Шинели», разумеется, поражают и даже вызывают желание сделать что-нибудь подобное. Это абсолютно первичная идея, в свое время она произвела фурор и «вскрыла» мозги, как консервные банки. Пестрота, богатый декор — это воплощенная «русскость», сарафанная нарядность, вещи на грани моды и искусства. В большей степени они, конечно, склоняются ко второму. От «Шинелей» несет нафталином и даже могилой — такое чувство, что все ордена и медали, повисшие на их лацканах, были вручены посмертно. 
И ведь дело не в антимилитаризме, а в украшательстве — для Цветкова это универсальный прием той самой самоотрицающей иронии. Однако кто-то может воспринять это произведение как вполне жизнеспособную альтернативу военной форме и вместе с автором поразиться, почему никто не заказывает ему партии шинелей промышленных масштабов. Что ж, может быть, придет и такое время.
 
Справка «bc»
Глеб Шарафиев (21 октября 1987 г.) — художник. Выпускник ПГМА. Участник коллективных выставок в Перми и Екатеринбурге. Первая персональная выставка состоялась в 2009 году.
Поделиться:
Все новости компаний