Газета
  1. Газета
 02 апреля 2012, 13:20   1424

Непонятная Америка

Непонятная Америка
Америка глазами пермяка, впервые в ней очутившегося, — со странностями, приятностями и чудачествами. О быстрых «шаттлах», продвинутых бомжах, охотниках за привидениями и о том, почему американцы не хотят строить бизнес в России.

 Моя двухнедельная поездка в США в рамках делового визита началась с многочасового перелета на другой континент. В течение двенадцати часов можно было не один раз поесть, вздремнуть, посмотреть несколько фильмов и порядком устать от полета. Самое интересное, что прилетая из Москвы в Лос-Анджелес, возвращаешься на сутки назад. Первые несколько дней было крайне сложно адаптироваться к смене часовых поясов, поскольку, когда в России разгар дня — в США уже все ложатся спать. Из-за этого ночью было решительно невозможно заснуть, а на следующий день я спал на ходу. Но все-таки войти в ритм американской жизни молодому и пока еще крепкому организму удалось, и появилась возможность увидеть все особенности США, неподвластные пониманию россиян.

 
How are you?
За все время пребывания на территории штатов приходилось с завидной регулярностью поражаться различию наших культур, особенностям жизни и даже бомжам на улицах. Удивляться действительно было чему. Скажу сразу, Америка именно такая, какую ее показывают в голливудских фильмах. «Почему они постоянно спрашивают, как у меня дела? Неужели им всем есть до этого дело?» — спрашивал герой фильма «Брат-2». И не случайно. Стандартную фразу «How are you?» произносят абсолютно все — официанты в кафе, метрдотели, прохожие на улицах, люди при знакомстве. В штате Техас искал магазин, продающий трости, и долго бродил по улицам. Ко мне подошел прохожий со все той же фразой и стал расспрашивать, что именно я ищу, откуда приехал, как меня зовут. В сравнении с Россией внимательные и общительные американцы кажутся странными и вызывают подозрение своим желанием помочь. Единственный минус — нужный магазин так и не нашелся.
Еще одну забавную параллель хотелось бы провести теперь уже непосредственно с Пермью. Чиновники и деятели культуры во всеуслышание твердят о намерении сделать Пермь культурной столицей Европы. Понимаю, Америка — не Европа, но какими же смешными кажутся там эти местные дебаты. Культура общения и культура обслуживания в США выше на целую лестницу. За две недели я побывал в нескольких штатах, каждый день обедая в разных кафе и ресторанчиках. И ни разу официант не подошел с угрюмым видом, как это часто бывает в России. Конкуренция в США настолько высока, что каждое заведение в прямом смысле бьется за клиента. Улыбка, пара дежурных фраз, обязательно совет по выбору блюд — вот неотъемлемые атрибуты обслуживающего персонала Америки.
Отдельное слово о бомжах. Когда я увидел неважно одетого мужчину, сидящего на лавке с ноутбуком и что-то печатающего, не обратил на него особого внимания, пока руководитель группы не обмолвился, что это обыкновенный американский бомж. Стоит ли говорить, что государство бесплатно предоставляет им wi-fi?! В общем, в Америке бомжи — такие же люди, как и те, у кого есть крыша над головой. Их никто не гонит из кафе, не обходит стороной. Так что бомжи в Америке и бомжи в России — люди не просто с разных континентов, но, пожалуй, и с разных планет. 
 
Автомобили
Как любой мужчина, в первую очередь я останавливаю свой взгляд не на памятниках архитектуры, а на «железных конях». Америка — богатая страна, и там на улицах можно увидеть как несоизмеримо дорогие, так и раритетные авто. Lamborgini, Lotus, Porshe, Bently встречаются повсеместно. Общественному транспорту тоже есть чем удивить российского туриста. Например, на «носу» каждого автобуса есть специальный «кенгурятник» для велосипедов, и тем, кто устал крутить педали, не нужно затаскивать своего «двухколесного коня» в салон автобуса. 
Так называемые «маршрутки» в США зовутся «шаттлами». Это мини-автобусы, на которых можно быстро добраться из одной части города в другую. Еще один забавный вид транспорта — это полукорабль-полуавтомобиль. Как правило, на таких чудо-машинах туристов возят на экскурсию Ducktours по городу, которая проходит и на суше, и на воде. Этот вид транспорта можно встретить, например, в Бостоне.
 
Свободная касса
Всегда думал, что США называют страной фастфуда из-за того, что это родина «Макдональдса». Но это звание страна получила не зря. За 2 недели пребывания я смог разве что пару раз поесть нормально в понимании русского человека. Чипсы, кола или кофе и бургер — вот неотъемлемые атрибуты Америки. Причем такой «завтрак туриста» нам предлагали даже в крупных компаниях и университетах, где удалось побывать в рамках рабочего визита. Рестораны «Макдональдс», Subway, пиццерии расположены чуть ли не на каждой улице в любом городе штатов. Неудивительно, что стереотип, дескать, в Америке много полных людей — полностью подтвердился. 
 
Баба Зина и медведь
Ни для кого не секрет, что за рубежом думают, что в России по вечно снежным улицам ходят медведи, все жители носят ушанки и играют на балалайках. Америка — не исключение. Оказалось, такое впечатление о нас у американцев складывается не случайно. Смотря телевизор в одном из отелей, наткнулся на американский сюжет о России, в котором показывали глухую сибирскую деревню. Одетая во всю свою одежду баба Зина рассказывала заокеанскому корреспонденту о своих бедах, на заднем фоне лаяли псы и справляли нужду на забор. Вот, честное слово, не хватало лишь медведя с балалайкой! Еще в одном из крупнейших магазинов Apple в Бостоне продавец, узнав, что я из России, стал спрашивать, пью ли я водку и как часто ее употребляю. Видимо, сюжеты о пьянстве в нашей стране на американском ТВ тоже не редкость.
 
Чубака и человек-паук
Развита в США также культура костюмов. Людей, одетых в героев «Звездных войн», «Человека-паука» и других героев фильмов и мультиков, можно встретить повсеместно. Идя по коридору одного из отелей, я встретил на пути группу мужчин лет тридцати, одетых в костюмы охотников за привидениями со всей соответствующей атрибутикой — ловушками, пистолетами. Позже, уже в Бостоне, в одном из кафе появился человек, одетый в костюм Чубаки из «Звездных войн». При этом народ встретил его бурными воплями и щелканьем фотоаппаратов. Уже потом мне рассказали, что для американцев костюмы — это некая традиция, и каждый праздник принято встречать в новом одеянии. 
Приятно удивил и штат Техас — родина ковбоев. Почти каждый второй носит здесь ковбойские сапоги, шляпу и не расстается с гитарой. Техасцы нашли для себя ту изюминку, которая была в итоге раскручена в некий бренд. Поэтому побывать в Америке и не посетить этот штат — равноценно путешествию во Францию без заезда в Париж.
 
Кошелек или бизнес
Я спрашивал русского американца, который долгое время жил во Владивостоке, но позже эмигрировал в США, почему иностранные компании с таким трудом соглашаются строить бизнес в России. Он ответил, что никогда не будет открывать свое дело на родине. В Америке зарегистрировать фирму можно в течение дня в режиме «одного окна», у нас же на это потребуется не только побегать за справками по разным инстанциям, но и подождать неделю-другую. Плюс ко всему, сказал он, пожив в России и переехав в США, можно отчетливо увидеть ту коррупционную составляющую, которая для россиян стала обыденностью. «В США в отличие от России мне не нужно давать взятки каждому второму, чтобы без проблем работать и зарабатывать», — заключил мой знакомый. 
Однако и в Америке все же есть свои нелегалы. Зайдя в один из магазинчиков цифровой техники, мне удалось сторговать у продавца-азиата несколько сотен долларов на зеркальный фотоаппарат, который у нас стоил бы несколько десятков тысяч рублей. При этом даже до того, как я начал торговаться, цена аппарата была ниже российской. «Какая такса?» — по привычке спросил я продавца (в США в каждом штате действует свой налог). Он замахал руками со словами: «Какая такса? Мы не работаем на дядюшку Обаму!» При этом возможность торговаться была не только в неприметных магазинчиках, но и в крупных торговых центрах, напоминающих пермский «Колизей». Из-за слишком большой конкуренции продавцы вынуждены идти на уступки покупателям, чтобы не остаться в убытке. 
 
Фиеста по-американски
Говоря о различии культур двух стран, стоит упомянуть и отношение к спорту и отдыху. Ближе к вечеру в Перми независимо от времени суток увеличивается количество людей с бутылками алкоголя в руках. Пермяки пьют пиво или едят семечки, бросая шелуху на асфальт. При этом изредка пробегающие по аллее Комсомольского проспекта спорт­смены кажутся нам чудаками. В США, как в общем-то и во всей Европе, ближе к вечеру люди, как ни странно, занимаются спортом — бегают, играют в мяч, ездят на велосипедах. Многие во время обеда загорают на траве прямо в центре города, читают, общаются. И не встретишь никого, кто бы прилюдно пил алкоголь. Более того, появление с бутылкой в людном месте влечет неминуемый штраф и всеобщее порицание. Даже не верится, что людей вообще можно научить такой культуре.
Поделиться:
Все новости компаний