Газета
  1. Газета
 19 марта 2012, 13:20   2103

Побили планы

Побили планы
Пермский автомобильный рынок в 2011 году показал рост, какой не смогли спрогнозировать ни автодилеры, ни автопроизводители. В этом году участники рынка ждут развитие без резких скачков и заметных падений.

 Поводя итоги, опрошенные эксперты «bc» сходятся во мнении, что за минувший год ситуации на рынке продаж автомобилей коренным образом изменилась: Пермский рынок продемонстрировал рост, побив все прогнозы местных игроков и официальных дилеров. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 2011 год в Прикамье было продано порядка 41 тыс. автомобилей, что почти на 10 тыс. больше прогнозировавщегося объема, при этом более 70 % от общего объема продаж пришлось на иномарки. Рост рынка составил 58 % при общероссийском показателе в 39 %.

Однако существенно сократить отставание Перми от объемов продажи авто в городах-миллионниках это не позволит. Сегодня рынок Перми отстает от Самары, Екатеринбурга, Казани, Красноярска, Нижнего Новгорода, Уфы, Ростова-на-Дону, Челябинска. Так, в 2011 году в Челябинске было продано 56 тыс. машин, что на 27 % больше, чем в Перми. Впрочем, некоторые эксперты склонны объяснять сложившуюся ситуацию разборчивостью пермяков при выборе автомобиля. Как отмечает директор «Фольксваген Центр Пермь» Андрей Чертков, в Челябинске конъюнктура спроса на автомобили иная, чем в Пермском крае. «Челябинск — город со смещением в массовый сегмент, на бюджетные бренды. Например, там покупают больше автомобилей российского автопрома», — заключает эксперт. 
«Пермский автомобильный рынок не перестает удивлять своей импульсивностью», — сообщает директор по продажам и развитию дилерских центров, работающих под торговой маркой «УРАЛ­АВТОИМПОРТ» Константин Пономарев. — Если падение — то вдвое! Если рост — то более чем 70 %. Мы же в 2011 году стремительно набирали темпы, увеличив продажи автомобилей более чем в 2 раза! При этом мы обязаны упомянуть, что, конечно, эффект низкой базы дает такой результат». При этом Константин Пономарев, отмечает: «Ждать общего колоссального роста Пермского автомобильного рынка пока не приходится, подчеркивая, что автомобильный рынок всего лишь зеркало экономики региона».
Кроме того, падение продаж у пермских автодилеров было одним из наиболее ощутимых по сравнению с коллегами из других регионов, объясняют активный восстановительный рост пермского авторынка в 2011 году его ключевые игроки. 
По мнению Андрея Черткова, рост рынка обусловлен двумя факторами — естественным ростом и коррекцией после кризиса. «В 2009 году рынок упал, позже начался процесс стабилизации. Кроме того, цикл обновления по иномаркам составляет 3 года, достаточно много из них были куплены еще в 2008 году, поэтому в 2011 году многие созрели для того, чтобы сменить свой изъездивший многие километры по нашим дорогам автомобиль».
Кроме того, Пермский рынок по сравнению с соседними регионами в кризис пострадал наиболее сильно. 
Среди самых популярных марок — Lada, каждая пятая проданная в прошлом году машина в регионе принадлежала этой марке. Иностранный топ возглавляют Chevrolet, Toyota, Renault, Volkswagen.
Бренды отечественного автопрома остаются одними из самых востребованных, однако их доля в структуре продаж постепенно падает как на рынке Пермского края, так и России в целом. Спрос сегодня сосредоточен на иностранных брендах, произведенных на территории страны. Доля этих машин, по данным аналитиков, непрерывно растет. 
По мнению участников рынка, устойчивый спрос наблюдается на автомобили двух ценовых категорий — от 500 до 650 тыс. рублей и от 900 тыс. до 1 млн 200 тыс. рублей. 
«При этом, — отмечает Константин Пономарев, — бессменный лидер автомобильного рынка на протяжении долгих лет — «АвтоВАЗ», снизил темпы продаж, хотя от ближайших преследователей по-прежнему отделяет трехкратный отрыв. Наилучшую динамику показали те марки, которые правильно определили настроения покупателей и предложили бюджетные новинки. Впрочем, не единым сегментом самой низкой ценовой категории живет Пермский автомобильный рынок — «Премиальные сегменты» показывают отличные результаты, а доля продаж внедорожников и кроссоверов всех ценовых диапазонов и марок в Пермском крае приближается к рекордным показателям по доле продаж в общем объеме Model Mix».
Топ-продаж Пермского края мало отличается от общероссийских тенденций. Самая популярная иномарка Chevrolet — иностранный бренд, ориентированный на массового потребителя. 
«Сегодня при покупке автомобиля потребитель обращает внимание на два фактора — иностранный бренд и его качество. В качестве еще одной тенденции можно отметить, что при замене автомобиля люди стремятся пересесть на более качественные машины, выбирая бренды дороже», — отмечает Андрей Чертков. 
Кроме того, еще один из трендов — это смещение потребительского спроса в пользу автомобилей с автоматической коробкой передач. В настоящее время соотношение продаваемых в регионе автомобилей выглядит так: 65 % приходится на автоматическую коробку передач и на механику — 35 %. Одна из причин этого состоит в том, что сегодня все чаще автомобиль покупается на семью, а не на одного человека. 
Как отмечают игроки рынка, сегодня потребители подходят к выбору автомобиля и покупки все более рационально. 
«Покупатели могут приехать в автосалон пять-шесть-семь раз, они становятся более подкованными и лучше знают продукт, его сильные и слабые стороны. Кроме того, появляется все больше индивидуальных требований — к цвету, комплектации, салону. Пермь, наконец, отказалась от привычных — черного, серого, серебристого цветов», — отмечают пермские автодилеры. 
Пермские дилеры сходятся во мнении, что темпы роста рынка в этом году заметно снизятся, однако и существенного падения не ожидается. С точки зрения брендов, по мнению участников рынка, не произойдет каких-то значимых изменений, свои позиции усилят бренды VW, Skoda, Сitroen и корейские производители. 
 
Константин Пономарев: 
— Сегодня я бы воздержался от общих прогнозов автомобильного рынка Пермского края. Наш прогноз — продажа более 7000 автомобилей в 2012 году, и мы осознаем, чтобы достичь такого результата, мы должны приложить максимум усилий, совершенствуя наши процессы, условия, качества предоставляемых услуг.
Андрей Чертков:
 
— Прогноз по рынку достаточно консервативный. По объемам продаж он составит те же 30 тысяч по иностранным автомобилям. Сегодня наш рынок составляет 1,6 % от общероссийского, и он останется на том же уровне. 
 
Антон Лядов, Руководитель направления sKODA «НЭКСТ АВТО»: 
— Объем продаж всех легковых автомобилей в Пермском крае мы оцениваем на уровне 46 000 (+15 %). 
Для себя планируем рост продаж примерно на 20 %, т. е. выше рынка по причинам открытия новых дилерских центров и брендов, например SEAT в Перми и ПК, планов производителей и повышения собственной эффективности. Так же не исключаем возможность увеличения объемов продаж при благоприятных условиях. По итогам января 2012 года продажи в Пермском крае составили 2644, против 1903 в 2011 году (+39 %).
Замедление темпов роста рынка в 2012 году мы связываем с окончанием государственных программ поддержки продаж, нестабильной макроэкономической ситуацией и, как следствие, повышением цен на все импортные товары. В долгосрочной перспективе ожидаем рост продаж до уровня 400 а/м на 1000 человек (сейчас уровень автомобилизации в ПК составляет 287 а/м на 1000 человек). 
 
Побили планы
 
Побили планы
Поделиться:
Все новости компаний