Газета
 05 марта 2012, 13:20   896

Искусство без искуса

Искусство без искуса
Портреты бритоголовых гопников, выпускников на последнем звонке и подвыпивших дембелей — это тоже искусство.

 28 февраля в Пермской государственной художественной галерее открылась выставка фоторабот Олега Виденина — «Портреты с окраин». Это первая выставка в рамках работы Пермского музея фотографии, организованного на базе галереи, — и очередная по счету в списке фотовыставок ПГХГ — это направление в галерее в последнее время развивается особенно интенсивно.

«Портреты с окраин» — это лица разнообразных мастей — начиная седовласыми поэтами и тринадцатилетними девочками с сигаретами наперевес, заканчивая воспитанниками детских лагерей и посетителей сельских парков отдыха. Все они без стеснения смотрят в объектив, вглядываются в него с таким видом, будто это зеркало или окно в лучший из миров. При этом снимки не являются постановочными в классическом понимании этого слова — здесь нет вычурных жестов или эмоций, одна только тяжкая задумчивость, загнанная в рамки оцепеневшего момента. О своих героях Виденин говорит с трогательной, но веской простотой: «Это мои люди». Комментировать иначе свои работы он отказывается — за него все скажут фотографии.
Кажется, что на снимках нет ничего особенного, и скопировать манеру работы Виденина не составит труда, однако это иллюзорное впечатление — сложно представить, сколько материала было забраковано и отвергнуто и какого труда стоило фотографу выжать из отдельно взятой секунды всю эмоциональную полноту.
На большинстве снимков — брянские провинциалы, дети, старики, влюбленные пары в окружении полусгнивших заборов, неопрятных игровых площадок и голых полей. Пресловутый психологизм, как мнится, кроется именно в «декорациях», что распахиваются за спинами моделей, как крылья, и нависают над зрителем. Последний, кстати, непосредственно вовлечен в композицию, главные герои ведут с ним безмолвный диалог — пытаются насмешить, познакомиться, флиртовать.
Провинция, как водится у мастеров, — явление не географического, но ментального характера. Поэтому среди снимков можно встретить работы, выполненные в Москве и даже на острове Кипр, — окраины хватит на всех, для каждого она своя, быть на отшибе можно и находясь в центре многомиллионного города, и на необитаемом клочке суши. Это притом, что Виденин родился в Брянске и, на первый взгляд, отстаивает интересы своей малой родины.
По соседству со снимками Виденина расположена экспозиция «Борис Ельцин и его время». Родство двух проектов бросается в глаза. Новую выставку можно было назвать «Виденин и его люди» — при условии, что на фото были бы только они.
 
Справка «bc»
Олег Виденин
Фотограф. Родился в 1963 году в Брянске. Окончил Брянский технологический институт. Стал популярен благодаря интернету, сейчас работы находятся в собрании Московского музея современного искусства и Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. Проживает с семьей в Брянске.
Поделиться:
Все новости компаний