Газета
 05 марта 2012, 13:20   1095

Личная поддержка

Председатель комиссии по реализации Генплана Перми Аркадий Кац представил Олегу Чиркунову развернутый ответ о причинах низких объемов ввода жилья в Пермском крае. Источники финансирования строительной отрасли в Прикамье существенно отличаются от других регионов.

 Начну с тезиса, что строительство — это не самоцель, это не всегда и не везде правильно и нужно. Конечный результат, критерий эффективности в сфере жилищной политики — улучшение жилищных условий людей и интегральный показатель здесь тогда скорее обеспеченность жителей из расчета кв. м на человека.

Обеспеченность жилплощадью населения в среднем по России составляет 22,6 кв. м/чел., по Пермскому краю — 21,5 кв. м/чел. Ниже. Но если взять за базу 2005-й или 2000 годы, то и там по России показатели были выше, но темпы роста по краю превосходят средние данные по стране: к 2005 г. — 9,7 % против 8,1 % по стране, к 2000-му — 18,8 % и 17,7 % соответственно. Пермский край опережает по темпам роста этого показателя Нижегородскую, Самарскую, Иркутскую области, Красноярский край и т. п. Понятно, что наш рост в значительной степени обусловлен, увы, опережающими темпами снижения численности населения. И это возможный предмет критики и дискуссий. Но строительная отрасль, как рыночный сегмент, обеспечивает спрос населения. Строим столько, сколько берет платежеспособный спрос. Все это подтверждается и косвенными признаками — в заделах у застройщиков стабильно находятся выданные разрешения на строительство на 3–4 года вперед (по крайней мере, по Перми), и никто не торопится выбрасывать их на рынок. Цена на жилье опять же в Перми является одной из самых низких среди столиц субъектов РФ. Так что какие-то мифы о дороговизне жилья нам надо просто развеивать.
Теперь все-таки про, собственно, стройку. Сопоставим цифры по вводу жилья в России и в Пермском крае. 
Основные выводы очевидны. Если по Перми строительство жилья идет в целом на одном уровне на душу населения с темпами по российским городам, то по остальному (обратным счетом из доли Перми в численности края 36 %)— провал, 206 кв. м/чел. В два раза ниже, чем по городу, 60 % от уровня российского села. Вот они все, наши особенности пространственной схемы, низкой плотности расселения, отсутствия городов — конкурентов Перми и т. п.
Следующий момент — скачок вводов по селу в России в целом. Если в 2006-м в городах на душу вводилось в полтора больше сельского, то в 2009 показатели сравнялись!!! То ли реально отстаем по программе сельский дом, то ли со статистикой не работаем…
Т. е. главный вывод, основные вопросы нашей жилищной сферы, рынка жилья — это вопросы прежде всего социально-экономические, демографические, территориального планирования. Тем не менее еще несколько важных соображений.
По информации нашего Минграда, у нас в крае 70–80 % жилья строится по 214-ФЗ за счет привлечения средств дольщиков и по схеме строительных кооперативов. Т. е. застройщик не отвлекает свои ресурсы, не кредитуется в банке — это делает население. Работает схема чисто рыночных договорных отношений между участниками. Опять же цифры это подтверждают — население пошло за ипотечными кредитами. Если по стране в 2011 г. на каждый введенный квадратный метр выдано 9,574 рубля ипотеки, то в крае — 15,364. Это один из самых высоких показателей по России, выше Свердловской, Челябинской, Самарской, Нижегородской областей и т. п. Так вот, все это к тому, что источники финансирования в других регионах существенно отличаются от наших: доля 214-ФЗ ниже, ипотеки (о чем уже сказал) ниже, но есть схемы господдержки застройщиков: кредиты региональных АИЖК (уставный капитал нашего — один из самых маленьких), прямое финансирование госкорпораций, выпуски облигационных займов, предоставление гарантий выкупа жилья перед банками в качестве обеспечительной меры.
Есть фактор стоимости земли, платы за подключение, но поскольку он в совокупности укладывается в 15–22 % от производственной себестоимости и является сопоставимым с другими регионами, то скорее влияет на рентабельность строителей. Здесь больше проблем с прозрачностью, предсказуемостью размера нагрузки, единообразием подходов и сроками.
Наконец, неоднозначную оценку можно дать проведенному в 2009 г. Министерством регионального развития РФ снижению расчетной стоимости 1 кв. м жилья для Пермского края — с 33 600 до 28 400 руб. Под те программы, где деньги давались федерацией по подушевке, это позволило закупить на рынке больше жилья (185-ФЗ, расселение аварийного жилья). Но где средства приходили из расчета на кв. м для обеспечения жильем соответствующих категорий — там мы недополучили.
 
Личная поддержка
 
Личная поддержка
 
Личная поддержка
Поделиться:
Все новости компаний