Газета
 30 января 2012, 13:20   1095

Время осмотреться

Время осмотреться
Изменения в сфере техосмотра привели к росту неразберихи как на рынке страхования, так и среди операторов ТО. Эксперты считают, что в этой ситуации страховщики останутся при своем, а операторы ТО рискуют лишиться клиентов.

 На минувшей неделе президент компании «Росгосстрах» Данил Хачатуров провел в Перми пресс-конференцию, в ходе которой прокомментировал ситуацию, сложившуюся на российском рынке страхования после изменений, произошедших в сфере техосмотра автомобилей. С 1 января 2012 года инспекторы ГИБДД не имеют права требовать с частных автовладельцев талон ТО и штрафовать их в случае отсутствия такового. Начиная с 2012 года техосмотр будет необходим только для получения ОСАГО. При этом, если у владельца автомобиля имеется действующий полис ОСАГО, но истек срок техосмотра, он может не проходить техосмотр заново до тех пор, пока ему не понадобится новый полис. В обратной ситуации автовладелец сможет приобрести полис ОСАГО, если до конца срока действия талона ТО осталось не менее полугода.

В результате изменения правил получения ТО и ОСАГО страховщики столкнулись с проблемой: из-за задержек с подготовкой нормативной базы реестр аккредитованных пунктов ТО, подавших заявки на получение талонов нового образца, появился только 20 января 2012 года, так что в начале месяца автовладельцы не могли получить талон техосмотра, а без него невозможно было оформить ОСАГО.
Эксперты также отмечают, что в первые месяцы 2012 года вероятен дефицит талонов ТО нового образца, так как процедура их передачи пунктам техосмотра была утверждена только в январе, а срок поставки составляет 45 дней. Для того, чтобы сгладить процесс внедрения новых правил прохождения ТО до 1 апреля 2012 года, операторам техосмотра разрешили выдавать талоны старого образца.
Пермские страховщики оказались перед неприятным выбором: отказывать клиентам в продаже полиса ОСАГО или оформлять его задним числом — от 31 декабря 2011 года. По мнению г-на Хачатурова, большинство из них решило эту проблему очень просто: нарушая закон и продавая ОСАГО без привязки к талону техосмотра. Впрочем, пока хор обвинений в нарушении законодательства слышен в адрес самого «Росгосстраха». 
«Росгосстрах» стал ярким примером того, как можно улучшить свое положение на рынке, заключив с операторами техосмотра договоры, на основании которых страховщик получал у них бланки талонов. Частично заполняя их и получив с клиента обещание пройти техосмотр в течение, скажем, трех дней, «Росгосстрах» выдавал клиенту полис ОСАГО. По идее, после этого автовладелец мог быстро и без очереди пройти осмотр в партнерском пункте ТО. Однако, по мнению президента НП «Межрегиональная ассоциация страховщиков», заместителя председателя Пермской городской думы Юрия Уткина «Росгосстрахом» была создана аффилированная сеть, на 100 % принадлежащая компании и выдающая талоны ТО прямо в офисах страховой компании, не проводя осмотра как такового.
Пермский рынок автострахования повторяет федеральную практику. «Сейчас ситуация с «Росгосстрахом» повсеместна — в Пермском крае уже зафиксированы случаи, когда талон техосмотра был выдан без проведения каких-либо проверок автомобиля. О подобных нарушениях я слышала от многих пермских коллег. Я уверена, что все это скоро будет пресечено. «Росгосстрах» в этом случае может понести серьезные потери», — прокомментировала происходящее директор Пермского филиала ЗАО СК «ГУТА-Страхование» Наталья Куропова.
Руководство «Росгосстраха» в свою очередь решило опередить события и по собственной инициативе обратилось в ФСФР. Президент компании Данил Хачатуров заявил: «Мы первыми в стране реализовали принципиально новую модель взаимодействия на рынке страхования. Мы были вынуждены это сделать, потому что после изменения законодательства готового решения, как дальше работать, не было ни у РСА, ни у ФСФР. Наша модель вполне соответствует правовым основам, но нам нужны методические разъяснения и итоговое заключение ФСФР. Я уверен, что как только наша модель будет одобрена, весь рынок начнет действовать по такой же схеме».
Часть пермских операторов ТО считают целесообразным заключить соглашение и работать с «Росгосстрахом», считая, что это обеспечит им постоянный приток клиентов и облегчит работу. Г-н Хачатуров при этом заявил, что порядка 10 операторов ТО в Перми уже заключили соглашение с компанией. Однако, по словам одного из игроков рынка, создается впечатление, что Пермский филиал «Росгосстраха» пока сам не готов обсуждать конкретные условия сотрудничества. 
Однако, по словам генерального директора НП СРО «Автоэксперт» Александра Харламова, действия «Росгосстраха» являются грубейшим нарушением. «Только в Пермском крае прокуратурой было выявлено несколько случаев, когда страховщик самостоятельно выдавал автовладельцу талон ТО, не проводя никаких проверок. В связи с этим уже начаты массовые проверки филиалов компании во всех регионах. В сложившейся ситуации операторы ТО вряд ли бросятся заключать соглашения с компанией, ведь в случае выявления серьезных проблем, «Росгосстрах» может лишиться лицензии, а для пунктов ТО, сотрудничающих с компанией, это может обернуться потерей репутации», — заключил г-н Харламов.
Но в случае цивилизованной реализации заявленной схемы, при которой страховщик возьмет на себя часть работы с документами, а владелец автомобиля сможет без очереди пройти техосмотр у определенного оператора, могут выиграть и страховые компании, и пункты ТО, и автовладельцы, считает Александр Харламов.
Директор Пермского филиала «Ингосстраха» Юрий Рябов напротив отметил, что никаких проблем у компании пока нет — январь в целом не самый бойкий месяц с точки зрения продаж ОСАГО, кроме того, автомобили в возрасте до 3 лет могут не проходить ТО, так что спрос на ОСАГО в начале года закономерно низок. А вот операторы тех­осмотра, по словам г-на Рябова, могут понести серьезный урон, в случае, если страховщики начнут продавать полисы ОСАГО, не глядя на наличие талона ТО.
В ряде регионов после реформы часть государственных пунктов техосмотра продолжили работать, однако в Пермском крае они полностью были замещены частными операторами.
При одинаковом уровне цен наиболее важными факторами при выборе оператора техобслуживания для пермяков стали удобное расположение пункта ТО, а также рекомендации знакомых. Кроме того, автовладельцы отмечают, что большое значение имеет лояльность оператора — большинство предпочитает проходить техосмотр там, где меньше всего придираются. По словам г-на Харламова, доля автомобилей, которые не соответствуют требованиям ТО и не получают талон, составляет 15— 20 % при общем потоке по Перми около 400 тысяч автомобилей в год. Так что пункты ТО, где можно будет получить талон, не проходя осмотра как такового, будут пользоваться повышенным спросом.
Поделиться: