Газета
 19 декабря 2011, 13:20   1680

Восточные карты

Восточные карты
Представители республики Корея предлагают свою услугу по внедрению электронных карт на транспорте. Для ее внедрения городским властям придется убрать с рынка две трети перевозчиков.

 На минувшей неделе пермские власти встретились с почетным генеральным консулом республики Корея в РФ, президентом Восточно-Азиатского стратегического института Чой Хоном. Стороны обсудили возможность внедрения автоматизированной системы оплаты проезда в общественном транспорте Перми. Напомним, ранее чиновники заявляли о возможности реализации проекта с электронными транспортными картами уже в 2012 году. Но пока, признаются они в неофициальных беседах, с мертвой точки вопрос не сдвинулся. Хотя предложения от компаний, реализовавших подобные проекты в других городах страны, по словам заместителя главы администрации Перми Максима Заварзина, поступают регулярно. Но до сих пор пермские власти в качестве возможных партнеров рассматривали лишь российские компании, реализующие подобные проекты. По словам Чой Хона, их предложение отличается. Пермь может стать первым городом в стране, в котором будет опробована корейская система. Пока она используется в Алма-Ате. Стоит отметить, что корейцы предлагают пермским властям сотрудничать не впервые. Ранее специалисты из Сеула уже приезжали в Пермь и общались с бывшим главой Перми Игорем Шубиным. Как пояснил на встрече с представителями пермской власти, состоявшейся 13 декабря, Чой Хон, до недавнего времени представители Кореи предлагали вложить в проект по установке электронной системы оплаты и ее обслуживанию 85 % от общего объема инвестиций, еще 15 % должны были найти пермские власти. Сейчас корейцы готовы полностью взять на себя внедрение и обслуживание электронной системы, при этом компания, взявшая на себя эти вопросы, хотела бы получать 12—15 % с каждого платежа. Однако конкретизировать экономические условия возможного сотрудничества г-н Хон затруднился.

На вопрос корреспондента «bc» о возможности дальнейшего партнерства с Кореей заместитель главы администрации Перми Максим Заварзин ответил, что не может дать однозначную оценку качеству предложенной системы. Но, по его словам, комиссию, на которую рассчитывают корейцы, пермские власти считают высокой. «По нашим расчетам, комиссия не должна превышать 10 %, у российских компаний, предлагающих аналогичный продукт, она составляет 7—8 %», — рассказал «bc» г-н Заварзин. Относительно объемов инвестиций в проект собеседник «bc» заявил, что на внедрение электронных карт в транспорте не предполагается расходовать средства из городского бюджета. Это должны быть либо деньги инвесторов, либо совместное предприятие, в котором муниципалитет будет иметь долю. 
Впрочем, пока у пермских чиновников есть немало вопросов по технологии внедрения электронной системы. По мнению специалистов из Кореи, для повышения эффективности ее работы необходимо сократить количество автобусных парков. В результате реформы их должно остаться не более 15. Приводится пример Сеула, где на рынке работало более 100 компаний, и постепенно их число сократилось до 20. Аналогичная картина в случае достижения договоренностей должна сложиться и в Перми. По информации «bc», сейчас в городе официально работают не менее 70 автобусных перевозчиков. 
Но самая сложная задача, которая ложится на плечи городских властей, — изменить систему входа-выхода в транспорте: убедить пермяков, что входить нужно через переднюю и заднюю двери, где будут размещаться терминалы оплаты, а выходить через среднюю. В случае, если в транспортном средстве только две двери, пассажиры заходят через переднюю, а выходят через заднюю дверь.
Однако чиновники полагают: что для корейца хорошо, то у русских не пройдет. Электронная карта на транспорте вряд ли сможет изменить российский менталитет и заставить пассажиров организованно пользоваться для входа и выхода разными дверями. «Не хочу быть категоричным в оценках, но на мой взгляд, это путь крайне спорный. Насколько нам известно, Москва от него отказалась. Там автобусы были вынуждены останавливаться в неположенном месте, чтобы высадить пассажиров, а потом на остановках открывать только двери, предназначенные для входа. Для городских маршрутов делать систему входа и выхода через разные двери нереально», — уверен Максим Заварзин. По его словам, можно организовать электронную систему оплаты и через терминалы, которые, к примеру, будут находиться у кондуктора. 
«Пока решение о сотрудничестве с корейскими бизнесменами не принято. После того, как власти Перми получат экономические расчеты реализации этого проекта, можно будет приступить к детальным переговорам», — подвел итог встречи глава Перми Игорь Сапко. Не исключается также возможность командировок пермских чиновников в Алма-Ату, чтобы на месте познакомиться с опытом внедрения корейских электронных карт.
Поделиться:
Все новости компаний