Газета
  1. Газета
 12 декабря 2011, 13:20  

«Делай лучше нас»

«Делай лучше нас»
Спикер Законодательного собрания Пермского края первого созыва Николай Девяткин — о принципах работы и заслугах депутатов, здравых законодательных инициативах, первоочередности согласительных процедур и будущем парламенте.

 Николай Андреевич, на ваш взгляд, в чем особенность первого созыва Заксобрания края? 

— Первым важным отличием стала избирательная система, которая в итоге повлияла на формирование структуры Заксобрания края первого созыва. С 40 до 60 увеличилось количество депутатов, по одномандатным округам избирались 30 человек, по партийным — ровно столько же. В итоге по партийному принципу были сформированы фракции и депутатские группы. Что касается содержательной части работы краевого парламента, главное — это успешная работа по созданию нормативно-правовой базы сформированного 1 декабря 2005 года субъекта федерации, Пермского края.
Насколько эффективно депутаты справились с задачей по разработке законодательной базы? 
— Состав депутатов, избранный в 2006 году, быстро адаптировался к законотворческой работе. Буквально через несколько месяцев процесс пошел в требующемся темпе и содержательном русле. Мы приступили к подготовке законодательной базы и в установленные сроки приняли Устав Пермского края и другие важные законы, например, «О Законодательном собрании Пермского края», «Об исполнительных органах власти Пермского края». 
Какие законопроекты требовали максимальных усилий и принимались сложнее всего?
— Самым сложным документом для разработки и принятия стал Устав Пермского края, даже несмотря на то, что опыт принятия подобных документов уже был. Самым серьезным моментом в этом процессе стал вопрос по определению статуса бывшего субъекта, Коми-Пермяцкого округа, но уже в составе Пермского края. Провозгласили, что округ имеет особый статус, но не прописали, что именно под этим понимается. В течение года члены рабочей комиссии, занимающиеся разработкой Устава, не смогли достигнуть общего мнения. В итоге последнее слово было отдано именно первому созыву Заксобрания края, в который вошли депутаты от области и округа. 
Второй немаловажный документ для региона — это закон «О бюджетном процессе в Пермском крае». Именно здесь фиксировались некоторые условия финансирования Коми-Пермяцкого округа до 2009 года. Позже регион полностью перешел на единый бюджет. Отмечу, что процесс оказался также достаточно сложен для реализации на практике. 
Что можно поставить в заслугу первому созыву Заксобрания края?
— Во-первых, сформированное налоговое законодательство. Вы знаете, что в Пермском крае для бизнеса снижена ставка налога на прибыль на 4 %, также часть налогов были переданы на уровень местного самоуправления. Такая налоговая политика предоставляет возможность обеспечения бюджетными средствами муниципальные образования для решения их вопросов. 
Во-вторых, с удовольствием отмечу неплохо выстроенную систему решения социальных проблем и предоставление гарантий определенным категориям граждан, что стало возможным благодаря законодательной базе. Результатом этого стал бюджет, в частности, будущего года, который предполагает направить 64 % от всей расходной части на решение именно социальных проблем, образования, здравоохранения. 
Каким образом депутатам удалось придерживаться «золотой середины» при принятии решений? 
— На мой взгляд, принятие рациональных решений стало возможным благодаря отлаженной системе согласительных процедур как между депутатскими группами и фракциями, так и между Заксобранием и правительством края. Это главный механизм для достижения компромиссных решений. Ежемесячно в моем кабинете заседает совет руководителей фракций. В случае, если представители партий не достигают абсолютного понимания по вопросу, проблема переносится на следующее заседание. Как правило, процесс идет в текущем режиме, и в большинстве случаев мы находим понимание. Появление дискуссий на самом заседании Заксобрания во время утверждения закона или постановления является следствием появления незапланированных поправок к документу. Я полагаю, что это делается умышленно. Согласительная же комиссия создается в случае появления разногласий между депутатами и чиновниками. 
Ярким примером в данном случае является кризисный 2008 год, когда дважды в Заксобрание края вносился проект бюджета. Напомню, что тогда было принято решение отозвать утвержденный в первом чтении главный для региона финансовый документ и был сформирован новый, который был принят в трех чтениях до начала предшествующего года.
Николай Андреевич, можете вспомнить случаи, когда компромисс так и не был найден? 
— Бывают случаи, когда те или иные инициативы на пленарном заседании не находят поддержки. Как правило, данные законопроекты не прошли согласительных процедур. Важно понимать, что любая инициатива должна иметь здравый смысл. Зачем принимать законопроект, если его принятие не влечет за собой положительного эффекта, а усугубляет положение? В этом году и фракция ЛДПР, и губернатор выступили с инициативой по выделению земельных наделов многодетным семьям. Считаю правильным решение по поддержке законопроекта, разработанного партией. Не поддерживаю действия некоторых фракций по одновременному внесению 10 законодательных инициатив, которые в общей сложности бюджету могут обойтись до 4 млрд рублей, прямо накануне выборов. Депутаты понимают, что предложения не найдут своей поддержки, тем не менее тревожат душу избирателей. Дискуссия должна происходить в стенах Заксобрания, в народ необходимо идти с готовым решением, предварительно изучив мнение населения. 
Первый созыв депутатов был очень сложен для управления, много народных избранников со своим мнением, видением вопросов. Как Вам удавалось «управлять» коллегами? 
— Первое — отношения председателя Заксобрания должны строиться на взаимном доверии и уважении к каждому депутату. Нужно говорить на равных. Второе — строгое соблюдение регламента мною как председателя Заксобрания. Третье — предъявление аналогичных требований к другим депутатам, строгое соблюдение регламента во время подготовки, обсуждения, согласования и принятия законопроекта. У нас все так и получилось, надеюсь, что так будет продолжаться и дальше. 
Можете вспомнить какие-то смешные, курьезные случаи? 
— Много депутатов с хорошим чувством юмора. В свое время в Заксобрании мы записывали все эти курьезные случаи и публиковали их. 
Высказывается мнение, что будущий состав Заксобрания края, как и Пермская гордума, сформированная в марте, во многом окажется лояльным краевым властям, не будет такого количества оппозиционных депутатов, как сейчас? Вы согласны с таким мнением? 
— Для начала невозможно сравнивать Пермскую гордуму и Заксобрание. В новый созыв Законодательного собрания избрались представители 4 партий, это значит, что не менее 4 мнений будет точно существовать, потому что позиции партий, как правило, часто расходятся. Наличие дискуссий — это всегда позитив, однако важно, чтобы все разногласия улаживались во время предварительных согласительных процедур. Многие из депутатов Заксобрания края первого созыва вновь избраны. Чем больше опытных депутатов, тем больше преемственности, тем меньше срок адаптации для нормальной законотворческой деятельности. 
На ваш взгляд, какие задачи должен решить следующий созыв Заксобрания края? 
— Не хотелось бы ставить какие-то задачи перед следующим созывом депутатов. Хотел бы пожелать сохранить преемственность традиций, которые были заложены на протяжении работы четырех созывов. Дальнейшее их развитие позволит разрабатывать и принимать высококачественные законы. Самое главное — результативность применения законов, чтобы изначально заложенный посыл при принятии закона был полностью реализован. Полностью согласен с выражением Евгения Сапиро и также могу сказать только что избранным депутатам: «Делай, как мы, делай лучше нас». 
Теги:
Все новости компаний