Газета
 03 октября 2011, 13:20   3053

Метр решает все

Метр решает все
Социологи составили топ-лист пермских строительных компаний. Лидеры рынка в очередной раз подтвердили их позиции, но эксперты рынка недвижимости в оценках качества работы застройщиков разошлись с мнением собственников квартир.

На минувшей неделе социологическое агентство «СВОИ» озвучило результаты исследования пермских строительных компаний и представило их в виде рейтинга «Добросовестных застройщиков». В него вошли 14 компаний, которые, по информации составителей топ-листа, «не имеют проблем с репутацией и являются лидерами строительного рынка Перми». (подробнее см. диаграмму «Доля застройщиков в общем количестве квадратных метров с 2000 г.»)
Составленный по итогам исследования рейтинг наверняка многие сочтут далеко не бесспорным. Однако «СВОИ» проанализировали достаточно большой объем информации (подробнее см. справку). Лидерами рейтинга стали «Пермский завод силикатных панелей» и «Камская долина». Это не стало ни для кого сюрпризом: анонимно отвечая на просьбу авторов рейтинга предположить, кто займет первое и второе место в рейтинге, эксперты в первую очередь называли эти две компании. Более того, мнение специалистов рынка недвижимости разделилось. 42,9 % специалистов полагали, что первое место займет ПЗСП, ровно столько же отдавали предпочтение «Камской долине».
Дело в деньгах. Исследование показало, что три крупнейших застройщика, построивших за последние 11 лет наибольшее количество квадратных метров, – «Камская долина», «Трест № 14» и «Пермский завод силикатных панелей» – способны предложить покупателям минимальную цену за квадратный метр. В августе в «Камской долине» можно было приобрести квадратный метр по цене 23 тыс. рублей, у «Трест № 14» и ПЗСП минимальная цена составляла 25, и 26,5 тыс. рублей за кв. м. Однако опрос показал, что для пермяков стоимость квадратного метра является лишь третьим решающим аргументом при выборе строительной компании. При этом те опрошенные, кто заявил, что не собирается покупать жилье, придают цене большее значение. 54,4 % пермяков, перед которыми вопрос покупки жилья не стоит, считают, что самая низкая цена квадратного метра является актуальной информацией при выборе застройщика. В то время как среди тех, кто планирует стать владельцами новой квартиры, на цену ориентируются 50,7 % опрошенных. Тем не менее, потенциальные покупатели жилья все-таки очень рассчитывают на гибкую ценовую политику со стороны продавца. Об этом заявило 38,4 % респондентов.
Борьба за качество. Между тем пермяки, уже купившие квартиру, в 46,7 % случаев отметили, что для них определяющим фактором все-таки стала цена, а качество отделки квартир и выбор стройматериалов сыграли далеко не первую скрипку. Эксперты агентства «СВОИ» отмечают, что из числа опрошенных собственников жилья 68 % покупателей приобрели квартиры с полной отделкой или евроотделкой. Но без ремонта в квартире своими силами обошлись лишь 40 % респондентов. Только в домах трех застройщиков – «Камская долина», ПЗСП и «Сатурн-Р» – более чем две трети жильцов новостроек обошлись без ремонта и въехали в квартиру сразу. Другие застройщики – особенно элитного жилья – предлагают своим жильцам квартиры без отделки. Исследование показало, что большинство новостроек, которые сданы в этом году, заселены в среднем менее, чем на треть.
Хотя качество отделки квартиры и выбор стройматериалов являются далеко не самыми главными факторами, влияющими на решение о покупке квартиры в новостройке. Тем не менее, качество строительно-монтажных работ – первый критерий, по которому пермяки выбирают застройщика. По качеству домов первое место в рейтинге получил ПЗСП, но эксперты оценили качество домов этой компании выше, чем новоселы. По результатам опроса владельцы квартир в новостройках в ряде других случаев также оказались менее довольны качеством, чем специалисты рынка недвижимости. Так, по мнению экспертного сообщества, по качеству жилья в первую тройку входят ПЗСП, «Камская долина» и «Строн-М», в то время как собственники проголосовали за ПЗСП, «Классик-Строй» и «Австром». Если эксперты совместными усилиями оценили качество домов компании «Классик-строй» лишь на 2,5 балла, то сами собственники поставили уверенную 4.Что касается «Строн-М» и «Камской долины», то тут ситуация обратная.

100 % экспертов рынка недвижимости назвали только одну компанию – «Камскую долину» – о которой чаще всего слышали в связи с жилищным строительством. Об остальных застройщиках знают далеко не все.

По мнению владельцев новостроек, качество жилья у этих компаний ниже, чем полагают эксперты. Экспертное мнение во многих случаях разошлось с оценками владельцев квартир, так в 8 случаях из 14 эксперты оценивали качество выше, чем сами собственники.
По оценке благоустройства придомовой территории эксперты отдали предпочтение «ПермГражданСтрою» (хотя оценка собственников была в 2 раза ниже), ПЗСП и «Строн-М», в то время как для собственников среди лидеров оказались ПЗСП, Pan City Group и «Пик-Регион».
Успеть в срок. Другой немаловажный фактор, которым руководствуются пермяки при выборе строительной компании – соблюдение сроков сдачи объектов. «При покупке жилья в новостройках опрошенные пермяки преимущественно предпочли перестраховаться и приобрести квартиру уже после сдачи дома в эксплуатацию (32,2 %). Только каждый десятый купил квартиру еще на стадии котлована – 9,8 %, шестая часть респондентов приобрели жилье на начальном этапе строительства (заливка фундамента, возведение первых этажей) – 17,8 %, остальные совершили покупку на более поздних этапах строительства либо по завершении строительства, но до сдачи дома в эксплуатацию», – говорится в отчете агентства «СВОИ». Среди 14 участников рейтинга оказалось только два – ПЗСП и Pan City Group – кого покупатели квартир не обвинили в нарушении сроков сдачи жилья.
В исследовании агентства «СВОИ» не раскрывается, какой объем средств пермские застройщики вкладывают в рекламу. Однако социологи изучили, насколько население знакомо с рекламой строительных компаний. По данным исследования более всего пермяки знакомы с рекламой «Пермского завода силикатных панелей» (58,3 %) и «Камской долины» (54,5 %). Поэтому не удивительно, что именно эти компании пермяки чаще всего готовы рекомендовать своим знакомым. Хотя в этом вопросе их мнения не расходятся с экспертным.
Тем не менее, эксперты делают вывод, что главная проблема пермских застройщиков состоит в том, что в представлении пермских покупателей они мало чем отличаются друг от друга и не имеют вполне сформировавшегося имиджа.

Комментарий
Борис Николаев, аналитик аналитического отдела ОАО «Камская долина»:

– По методике, примененной агентством «СВОИ», влияние количественных показателей и политики ценообразования на итоговый рейтинг застройщика было значительно меньшим, нежели качественная оценка его деятельности. Кроме того, нельзя не отметить, что результат определялся на основе учета мнений нескольких групп респондентов, а именно экспертов, жильцов новостроек и просто «случайных» прохожих. По мнению первых двух групп, оценки, данные ПЗСП и «Камской долине», практически не отличаются. Мнение респондентов третьей группы представляется наименее объективным вследствие того, что не вполне ясен ее состав, как следствие, и уровень информационной осведомленности о рынке недвижимости в целом, и о застройщиках в частности. При этом данные уличного опроса учитывались при оценке весьма важных критериев, имеющих существенный вес в общем итоговом рейтинге (например, при оценке общего качества возводимых домов, деловой репутации компании). Каков процент из числа опрошенных был в новостройках, возведенных ПЗСП или «Камской долиной», чтобы судить об их качестве строительства? Представляется, что он ничтожно мал.
Вообще рейтинг, на наш взгляд, получился больше «эмоциональным», нежели базирующимся на конкретных цифрах и фактах.
Например, вполне подвергающийся полной оцифровке критерий «соблюдение сроков сдачи объектов», который должен относиться к группе кабинетных критериев, в рейтинге оценивался жильцами самих новостроек. В итоге полученные данные жителей более чем серьезно отличаются от официальных. Жильцам объективно сложно оценить данный параметр: квартира может приобретаться у застройщика уже после сдачи объекта в эксплуатацию, то есть для клиента формально нет отклонения в сроках сдачи, хотя по факту первый заявленный срок ввода в эксплуатацию может быть нарушен и не на один год.
В целом результаты рейтинга достаточно объективны и совпадают с проводимым в нашей компании анализом конкурентной среды, хотя и есть некоторые отличия. Вызывает определенные вопросы состав участников рейтинга и методика его формирования: состав застройщиков далеко не полон. Есть вопросы и по перечню критериев, ряд из них чрезвычайно сложно оценить даже экспертам (энерго-сбережение, экологичность и т. п.).

Справка «bc»
Исследование проводилось в 4 этапа. Социологами опрашивались представители строительных компаний, эксперты рынка недвижимости, собственники квартир в новостройках и пермяки как планирующие приобрести жилье, так и те, кто подобную покупку не рассматривает даже в отдаленной перспективе. Всего было опрошено около 1300 человек. Для оценки работы застройщиков было выбрано 16 критериев, таких как своевременность сдачи объектов, качество строящегося жилья, отсутствие жалоб со стороны жителей новостроек, объем жилья, построенного за последние 11 лет, информационная открытость, качество благоустройства придомовой территории, уровень доверия пермяков к застройщику, финансовые мощности компании, уровень известности среди пермяков и др.

Метр решает все

 

Метр решает все

Метр решает все

 

Поделиться:
Все новости компаний