Газета
 12 сентября 2011, 13:20   1603

Победила ли дружба?

Пермские предприниматели вспомнили, как начинался их бизнес: генеральный директор «Витуса» покупал с друзьями ваучеры на рынке, а основатели Pipizza развозили пиццу в костюмах зайцев и мушкетеров.

Студенческий бизнес-клуб Пермского Политеха «Предпринимательская среда» открыл свой новый сезон дискуссией о том, помеха ли дружба бизнесу, и можно ли создать успешный бизнес на основе дружбы. В качестве экспертов были приглашены директор агентства отдыха без виз «+30 по Цельсию» Анна Волохова, основатель службы круглосуточной доставки пиццы Pipizza Стас Жученко и генеральный директор «Витуса» Алексей Чернов. Предприниматели вспоминали, с чего они начинали, и как менялись отношения с партнерами в процессе развития их предприятия.
Анна Волохова и Стас Жученко придерживались позиции, что бизнес можно и нужно делать с друзьями. Анна рассказала, что три года назад открыла «+30 по Цельсию» со своим хорошим другом. До этого они много лет общались и вместе работали. Агентство отдыха «+30 по Цельсию» заняло свободную нишу безвизового отдыха и одним из первых начало развиваться путем продажи франшиз. Анна отметила, что основными преимуществами ведения бизнеса с друзьями являются доверие и поддержка, а также отсутствие сложностей в нахождении общего языка. Кроме того, дружба может послужить амортизатором в случае возникновения проблем в сфере бизнеса. Также, по словам Анны, на начальном этапе очень важно закрепить за каждым его роль и обязанности и выбрать лидера, чей голос будет решающим. Доли в «+30 по Цельсию» распределены поровну, но стратегические решения в компании принимает Анна.
Стас Жученко согласился с аргументами Анны и отметил, что Pipizza выросла из смелой креативной идеи, поэтому для него важнее всего было идейное единение и схожие взгляды на ведение бизнеса: Стасу и двум его друзьям хотелось не только финансового успеха, но и самореализации. Компания Pipizza была основана два года назад и на тот момент первой в Перми стала предлагать круг-лосуточную доставку пиццы. Фишкой компании стало то, что курьеры развозили пиццу в маскарадных костюмах. По словам Стаса, проект изначально был авантюрой: «Мы ничего не считали, у нас даже не было толком бизнес-плана. То есть был – написанный на коленке. Мы скинулись втроем по тысяче долларов, купили подержанный москвич, ноутбук, в студклубе арендовали костюмы, заключили договор с Buffet, что будем оптом покупать у них пиццу, наняли трех курьеров и диспетчера. Быстро выяснилось, что курьеры не справляются, тогда пришлось самим надевать костюмы и ехать – просто чтобы не заставлять людей ждать». Все это требовало очень высокого уровня взаимного доверия, который могли обеспечить только люди, знающие друг друга давно и достаточно близко. Для Стаса ведение бизнеса с друзьями означает страховку на случай форс-мажорных ситуаций и гарантию стопроцентной честности в финансовых делах. На вопрос о разрешении управленческих противоречий Стас ответил, что плюсом ведения бизнеса с друзьями как раз и является то, что всегда можно прийти к компромиссу.
С позиции «против» выступил Алексей Чернов. По его словам, обсуждаемый вопрос достаточно неоднозначен в силу того, что дружба – неформализуемое понятие, которое каждый понимает по-своему. Тем не менее, Алексей отметил, что бизнес и дружба по определению базируются на разных началах: в основе бизнеса всегда лежат деньги, а в основе дружбы – бескорыстность, то есть нечто нематериальное. Именно поэтому между совместным ведением бизнеса и дружбой как способами взаимодействия существует огромная разница. По мнению Алексея, начинать свое дело всегда проще с друзьями, и на протяжении первых трех лет любая компания, как правило, существует исключительно за счет неформальных связей. Но по прошествии этого времени бизнес достигает определенного масштаба, и для дальнейшего развития требуется переход на уровень профессионального распределения функций и четкого закрепления официальной иерархии. В этот момент заканчивается дружба и начинается партнерство. Сложности при смене модели управления приводят к тому, что по статистике около 30% компаний, успешно переживших первые три года, не дотягивают до пятилетнего возраста. Также Алексей Чернов заметил, что распределение долей «пятьдесят на пятьдесят» приводит к возникновению очень неустойчивой управленческой модели, в которой формальное лидерство не подкрепляется никаким фактическим рычагом влияния, а значит, может быть в любой момент оспорено.
Алексей считает, что становлению «Витуса» во многом способствовало именно то, что люди, начинавшие работать вместе как друзья, в нужный момент осознали, что необходим переход на новый уровень взаимоотношений, и смогли стать полноценными партнерами.
Студенты и молодые предприниматели, пришедшие на встречу, активно принимали участие в дискуссии и разделились на два лагеря. Но многочисленные доводы тех, кто считает дружбу и успешный бизнес вполне совместимыми понятиями, неизменно наталкивались на главный аргумент Алексея: время все расставит на свои места, а успешный бизнес – это в первую очередь бизнес, стабильно существующий в долгосрочном периоде и сумевший завоевать свою долю рынка.

Поделиться: