Газета
 05 сентября 2011, 13:20   1395

В ожидании высокого сезона

В ожидании высокого сезона
Рынок автокредитования в Пермском крае растет опережающими темпами и обгоняет рост авторынка в целом. Эксперты уверены, что выдача автокредитов увеличится и в будущем, тем более что впереди осень, когда традиционно вырастает спрос на покупку автомобилей.

 

Аудиоверсию статьи можно скачать здесь.


По данным аналитического агентства «Автостат», за 6 месяцев 2011 года в России было реализовано 1,16 млн легковых автомобилей, что на 56,7 % превышает результат, показанный годом ранее. Представители банковского сообщества утверждают, что результаты рынка автокредитования и его темпы роста не просто сопоставимы с авторынком, но и превосходят их.
По словам Григория Солодова, директора филиала Росбанка в Перми, это обусловлено тем, что в 2011 году серьезно увеличилась доля автомобилей, приобретаемых в кредит. По оценке эксперта, в Пермском крае она сейчас находится в диапазоне от 22 до 28 %, что чуть ниже среднероссийских показателей.
При этом, по мнению Светланы Щеголевой, управляющего региональным операционным офисом «Пермский» банка «ВТБ24», такая тенденция роста будет свойственна как минимум в ближайшие 2–3 года. Г-н Солодов в свою очередь утверждает, что на текущий момент завершается реализация отложенного спроса, ставшего результатом кризиса 2008–2009 годов, и высокий уровень продаж сохранится в течение осени, ведь этот период года, как и лето, традиционно является «высоким сезоном» в автопродажах.
Впрочем, на рынке автокредитования увеличивается не только количество выданных займов, но и их суммы.
Вслед за повышением стоимости автомобиля за последние полгода выросла и средняя сумма кредита. Но если в одних банках, работающих в Пермском крае, она увеличилась на 2 %, то в других – на целых 20 %.
Иномарок больше. Схожие черты в развитии автомобильного рынка и рынка автокредитования наблюдаются и в отношении структуры продаж. В 2011 году аналитиками фиксируется рост продаж как отечественных автомобилей, так и машин иностранного производства. Российские модели в первом полугодии показали рост более чем на 30 %, и всего в России за это время было продано 300 тысяч автомобилей. Однако еще более ощутимый рост показали продажи иномарок. За январь – июнь 2011 года в России было продано более 800 тысяч автомобилей, что практически на 70 % превосходит результаты аналогичного периода 2010 года.
В структуре автокредитования также лидерство удерживают автомобили иностранного производства. Если в одних банках такое соотношение неудивительно, поскольку они занимаются выдачей кредитов только на покупку иномарок, к числу таковых, например, относится ЮниКредит Банк, то в других, готовых кредитовать приобретение любого автомобиля, на иномарки приходится основная доля.
К примеру, в ВТБ24 72 % кредитов от общего количества выданных в Пермском крае оформляется на приобретение иномарки, в Росбанке этот показатель чуть ниже и составляет 65 %. Столь серьезное преобладание кредитов на покупку иномарок эксперты объясняют тем, что отечественные автомобили из-за их невысокой средней цены люди зачастую приобретают за счет собственных накоплений, а не кредита, тогда как купить иномарку без помощи банка значительно сложнее. При этом опыт банков показывает, что чем выше стоимость автомобиля, тем меньший первоначальный взнос по кредиту вносит заемщик.
Определенный вклад в лидирующее положение иномарок на рынке автокредитования вносят и специальные совместные предложения банков с автодилерами, а также программы, направленные на приобретение подержанных автомобилей. Последние в настоящее время приобрели в Пермском крае большую популярность. При этом в банках отмечают, что львиная доля автомобилей, приобретаемых по таким программам, приходится в основном на японские марки: такие как Toyota, Nissan, Honda, Mitsubishi.
По сути, на сегодняшний день программы банков по покупке в кредит подержанных автомобилей стандартизированы и не имеют серьезных особенностей. Однако каждый банк устанавливает свой возрастной ценз. Например, в одних банках совершенно реально приобрести автомобиль 2005 года выпуска, поскольку максимальный возраст авто по истечении срока погашения кредитов у них не должен превышать 13 лет, у других этот показатель составляет и 10 лет.

Наиболее доступной на авторынке России традиционно является продукция отечественной марки LADA. Даже несмотря на повышение средней цены, составившее более 1,2 тысячи долларов, по итогам полугодия автомобили из Тольятти все равно имеют довольно привлекательную стоимость – 10 170 USD. Самыми дорогостоящими в нашей стране уже на протяжении многих лет являются новые иномарки, средневзвешенная цена которых по истечении полугодия составила почти 31 тыс. долларов, увеличившись, таким образом, на 2,2 тыс. долларов.

Алексей Ситников, директор филиала ЮниКредит Банка в Перми, ранее отмечал в беседе с «bc», что кредит на покупку подержанного автомобиля – это реальная возможность приобрести качественную машину иностранного производства по недорогой цене. Именно поэтому они и столь востребованы у заемщиков.
За счет льгот. Что касается отечественных автомобилей, то в основном сегодня они приобретаются в рамках государственной программы льготного автокредитования.
Напомним, госпрограмма стартовала в России в апреле 2009 года.
В рамках государственной программы можно взять кредит на срок не более трех лет на покупку автомобиля, стоимость которого не превышает 600 тыс. рублей. Государство в свою очередь субсидирует 2/3 ставки рефинансирования Банка России. На сегодняшний день это составляет 5,5 %.
По данным Министерства промышленности и торговли РФ, на 25 августа 2011 года российские банки получили практически 345,4 тысячи заявок, а выдали всего 151,89 тысячи займов. Таким образом, процент отказа на сегодняшний день значительно превышает процент одобрения, и только 44 % обратившихся за льготным кредитом получают его. Тем не менее процент выдачи с начала года даже увеличился и продолжает расти, а объемы выдачи уже превысили результаты 2010-го и 2009 года.
Однако в течение года банки в Пермском крае неоднократно жаловались на дефицит автомобилей у дилеров, который все еще имеет место, пусть и в меньшей степени, поэтому не всегда заемшик, имея на руках положительное решение о выдаче кредита, в состоянии подобрать модель с необходимой комплектацией и желаемого цвета.
Тем не менее наиболее популярной маркой автомобилей, приобретаемых по льготному кредиту, является марка LADA (на нее приходится 85 % займов). Также пользуются спросом такие иномарки, как Ford, Renault, Skoda, Chevrolet. А в Росбанке добавляют, что набирает популярность VolkSwagen Polo и Hyindai Solyaris.
Авто VS потребкредит. Несмотря на обилие разных автокредитных программ, по-прежнему достаточное количество заемщиков прибегает не к специализированному автокредиту, а получает простой потребительский заем, стремясь прежде всего избежать расходов на оформление КАСКО.
Впрочем, банки уверены, что потребкредиты не являются выгодными в сравнении с автокредитами, и их сравнение некорректно. «Более того, разница в процентных ставках между авто и потребкредитами такова, что даже с учетом стоимости страховки автокредит остается более выгодным», – утверждают представители профсообщества. Собеседники «bc» добавляют, что для покупки нового автомобиля через автосалон оптимален только классический автокредит, тогда как кредит наличными подходит в большей степени лишь для покупуи авто с рук.

Справка «bc»
По данным аналитического агентства «Автостат», средневзвешенная цена одного условного автомобиля по итогам 6 месяцев 2011 года составила 25 550 долларов США. За прошедшие полгода этот показатель вырос на 12,4 %, достигнув самого максимального значения за всю историю наблюдения рынка. Причем повышение долларовых цен зафиксировано по всем рассматриваемым группам автомобилей, что во многом объясняется укреплением российской валюты по отношению к доллару.

В ожидании высокого сезона

Поделиться:
Все новости компаний