Газета
 29 августа 2011, 13:20   1305

Не только шоу

Не только шоу
Управляющий по маркетингу НПО «Искра» и вице-президент Федерации космонавтики России Юрий Макаревич рассказал о том, почему в авиакосмической отрасли возник застой и как его преодолеть на примере конкретного предприятия.

Сколько раз НПО «Искра» принимало участие в авиакосмических салонах «МАКС»?
– Я лично принимал участие во всех десяти авиасалонах «МАКС». В первый раз в качестве посетителя, затем уже НПО «Искра» представляло свои разработки каждый год. Изначально у нас был свой стенд, затем мы участвовали в рамках экспозиции Пермской области, а последние 4 года выступаем под эгидой и на площадях «Роскосмоса». МАКС – это важная отраслевая выставка, и более значимого мероприятия, где можно было бы представить свои наработки в области ракетно-космической техники, на сегодняшний день нет.

На ваш взгляд, происходят ли какие-либо изменения в работе авиакосмического салона год от года?
– Первые 3–4 года было естественное развитие, шаг за шагом появлялись серьезные улучшения. Однако, на мой взгляд, в последнее время эта выставка деградирует. Есть несколько причин. Прежде всего, основной составляющей МАКС является все же авиация. Ситуация в российской авиации всем хорошо известна, и она достаточно плачевная. Это не может не сказаться на общей картине. Например, на летном поле на МАКС-2011 рядом стояли Аэробус-380, создателям которого, безусловно, есть чем гордиться, один из последних «Боингов» и Ту-144, который, условно, 30 лет назад уже списан. Тогда нам было чем гордиться, это был первый сверхзвуковой пассажирский самолет. Все, что демонстрирует Россия сегодня на этом авиасалоне, было сделано и разработано еще при Советском Союзе, то есть не меньше 20 лет назад. Возникает не очень радужное ощущение. Конечно, летают самолеты, это, безусловно, интересно, особенно тем, кто попал на МАКС впервые. Но мы ведь занимаемся не только шоу. Прежде всего надо демонстрировать новейшие достижения ракетно-космической и авиационной отрасли.

Такие проблемы есть и в авиа-ционной сфере, и в ракетно-космической?
– Не стоит забывать, что мы первая великая держава, которая вышла в космос, и это было большое достижение мирового уровня. Однако последнее время, к сожалению, есть неудачи. Наша отрасль, конечно, от них не застрахована, но и нет особых достижений. Мы выносим на орбиту американцев, как таксисты возим иностранных туристов, чтобы были деньги на существование, но именно достижений, сравнимых с советскими, сейчас нет. Да, есть ГЛОНАСС, но там свои проблемы. Будем надеяться, что застой будет преодолен.
Тем не менее участие в МАКС – значимое событие, так как представители авиационной и ракетно-космической отраслей презентуют свои последние достижения, показывают разработки. Новое, конечно же, появляется, но дальше в серию не идет. Например, на МАКС-2011 летает самолет «Беркут» с обратной стреловидностью крыла. Но сделанное в единичных экземплярах не является реально внедренной технологией.
Необходимо показывать свои новые разработки. НПО «Искра» уже 55 лет работает в ракетно-космической отрасли. Мы были разработчиками твердотопливных двигателей первой советской межконтинентальной баллистической ракеты. НПО создавалось как раз для работы над двигателями, и такого акцента нет больше ни у одного предприятия в России. Например, именно у нас разработали складываемые сопла, и на сегодня «Искра» – мировой лидер по их разработке и производству. Предприятие участвует в международных программах «Морской старт» и «Наземный старт», суть которых – вывод на орбиту различных телекоммуникационных спутников. Заказчиками в основном выступают страны Юго-Восточной Азии, а кроме России в программах участвует США и Украина. НПО «Искра» является разработчиком специальных насадков на сопло жидкостного ракетного двигателя. Например, для ракеты-носителя «Зенит-3SL», они позволяют увеличить полезную нагрузку примерно на 100 кг, а это существенно. На сегодняшний день к нам обратились многие российские производители жидкостных ракетных двигателей и заключены договора на разработку таких насадков. Разработка запатентована, имеет награды международных выставок и является инновацией на мировом уровне. Среди других разработок стоит отметить противоградовые ракеты «Алан», которые применяются в Ставропольском и Краснодарском крае, а также на Северном Кавказе. Кроме того, нами создана система аварийного приводнения вертолета, которая демонстрировалась в Москве, и сейчас НПО «Искра» готовится принять участие в тендере на поставку таких систем для нового вертолета Ми-38. По сути, у НПО в данном вопросе есть один конкурент – французская фирма «Аэрозур», однако наша система фактически готова, и надо только завершить летные испытания и осуществить работы, связанные с получением международного сертификата.

Каково соотношение гражданской и оборонной продукции?
– На сегодняшний день у нас оптимальное, общепринятое в мировой практике соотношение оборонной и гражданской продукции – 40 и 60 % соответственно. По гражданской продукции нашим основным партнером и заказчиком является «Газпром», для которого мы производим газоперекачивающие агрегаты и другое газотурбинное оборудование. Например, мы сотрудничали по газопроводу «Голубой поток», сейчас ведется работа по Северному и Южному потокам. НПО «Искра» поставляет около 60 % газоперекачивающих агрегатов на объекты «Газпрома». Кроме того, мы производим газотурбиные электростанции как для «Газпрома», так и для других потребителей. Такая станция снабжает электричеством Пермский нефтеперерабатывающий завод.

А была ли ваша продукция представлена на стендах Пермского края на МАКС-2011?
– Нет, и это принципиальная позиция. Нам кажется, что руководство Пермского края и города уделяет недостаточно внимания этому салону и промышленным разработкам вообще.

Были ли подписаны какие-либо договоры о сотрудничестве в ходе МАКС-2011?
– Меня умиляет наша пресса, которая с восторгом пишет о договорах, заключенных на миллиарды долларов на конкретных мероприятиях. Когда идут разработки в сложных наукоемких отраслях, идет долгая подготовка подписания таких документов. Она может занимать год-полтора, и только на таких мероприятих стороны ставят свои подписи окончательно. Как я уже говорил, у нас прошли переговоры с производителями вертолетов «Миль» и представителем правления «Газпрома». Это текущая работа, которая является очередным шагом к конкретным контрактам. Когда будут подписаны договоры и будет ясен объем капиталовложений, тогда и появятся миллионы, миллиарды, а может быть, 100 рублей. Работа ведется, и обстановка на предприятии в этом смысле удачная. Есть четкая определенность на ближайшие 5 лет, причем это касается стратегического вооружения Военно-морского флота и РВСН. Осваивается несколько новых ниш в ракетостроении, но пока говорить об этих разработках рано из самых разных соображений. На сегодня многие предприятия, продукция которых раньше была востребована, оказались на гране развала. В этом плане НПО «Искра» успешно справилось с кризисом.

С какими странами на сегодняшний день сотрудничает предприятие?
– По традиционной оборонной тематике мы не сотрудничаем с иностранными государствами. У нас есть ряд дочерних предприятий с совместным российско-иностранным капиталом. Это относится к разработкам, связанным с «Газпромом». Среди наших зарубежных партнеров можно отметить японскую «Мицубиси», английский «Джон Крейн», украинское «Сумское НПО имени Фрунзе», немецкие «Сименс» и «МАН Турбо», американскую корпорацию «Дженерал Электрик»... Это партнерство позволяет нам осваивать передовые западные технологии и на их основе создавать российское импортозамещающее оборудование нового поколения.

Есть у НПО «Искра» награды, которыми вы гордитесь больше всего и которые являются для вас наиболее значимыми?
– Так уж случилось, что государство в свое время награждало предприятия за каждую серьезную разработку. В советское время мы получили свою первую и единственную на данный момент государственную награду – орден Трудового Красного Знамени. Сейчас власть уже не поощряет предприятие таким образом, но два года назад НПО «Искра» получило орден Циолковского от Федерации космонавтики России за реализацию ракетно-космических программ СССР и России. Около 400 человек на предприятии имеют государственные награды, более 60 сотрудников удостоены званий «Лауреат Ленинской и Государственной премии», «Заслуженный конструктор», «Заслуженный машиностроитель» и «Заслуженный изобретатель». Кстати, мне не понятно, почему убрали звание «Заслуженный изобретатель». С одной стороны, мы кричим, что страна на инновационном пути развития, однако такое звание было упразднено вместе с «Заслуженным агрономом». Я понимаю, что сельское хозяйство развалено, но отмена «Заслуженного изобретателя», на мой взгляд, серьезная ошибка авторов этого решения. А что касается коллектива НПО «Искра», здесь работает много заслуженных и высокопрофессиональных работников.

Справка «bc»
ОАО «НПО «Искра» было создано в декабре 1955 года для разработки и создания образцов ракетной техники. Распоряжением Правительства РФ с июля 1998 года предприятие имеет статус Федерального научно-производственного центра. Контрольный пакет акций (55 %) принадлежит государству. Уставный капитал более 1,2 млрд рублей. Выручка по итогам 2010 года составила около 3 млрд рублей, а чистая прибыль – более 100 млн рублей.

Поделиться:
Все новости компаний