Газета
 08 августа 2011, 13:20   1766

Падки на заграницу

Падки на заграницу
На рынке подержанных автомобилей динамичный рост демонстрируют иномарки – за два года их количество увеличилось в 2,5 раза. При этом доля праворульных автомобилей сократилась до объемов статистической погрешности.

Вторичный рынок автомобилей Перми постепенно завоевывают иномарки. В большинстве компаний, которые специализируется на продаже авто с пробегом, минимум 80 % парка составляют именно иностранные бренды. Самые массовые российские автомобили марки ВАЗ зачастую можно приобрести только на авторынке или из рук в руки.
Иномарки ушли в рост. По словам экспертов «bc», меньше всего в кризис пострадал именно рынок автомобилей с пробегом. В 2009 году в целом ряде компаний, специализирующихся на них, даже наблюдался всплеск продаж. «В 2011 году ситуация стала более спокойной, нежели в 2009-м», – отмечают в автосалоне «Гранд-Авто».
По мнению редактора портала avto59.ru Дмитрия Жебелева, кризис способствовал и тому, что подержанные иномарки стали более привлекательными. «В результате изменения таможенной политики государства стала очень заметной разница между новыми автомобилями и машинами, которые эксплуатировались 2–3 года. Новые иномарки выросли в цене с 2008 года примерно в 1,5 раза. Так, сегодня автомобиль гольф-класса Mazda 3 стоит до 1 млн рублей. За эти же деньги можно приобрести 2–3-летнюю BMW 3-й серии в хорошем, практически идеальном состоянии и с богатой комплектацией. Иногда разница в цене между подержанной иномаркой, которой 2–3 года, и машиной того же класса, только новой, может составлять более 100 %», – делится г-н Жебелев.
Стоит отметить, что сильного влияния на рынок не оказал массовый ввоз в Россию подержанных иномарок из Белоруссии, после установления единого таможенного пространства. По словам экспертов «bc», большинство таких машин довольно посредственного качества и могут иметь криминальное прошлое.
При этом за последние 5–6 лет изменилась структура представленных в автосалонах автомобилей с пробегом. «Если в 2005 году, когда мы начали работать, около 80–90 % предлагаемых к продаже машин были в основном переднеприводными «жигулями», то на сегодняшний день их доля сократилась до 5–10 %», – рассказали корреспонденту «bc» в «Гранд-Авто». Похожую тенденцию наблюдают и в других фирмах, специализирующихся на продаже автомобилей с пробегом. По данным «Тойота центр Пермь» (ООО «Терра-моторс»), рынок иномарок с пробегом за последние 2 года вырос количественно в 2,5 раза.
Тем не менее на данный момент лидерство в целом на вторичном рынке принадлежит отечественному автопрому, несмотря на то что доля иномарок с каждым годом увеличивается. По мнению г-на Жебелева, желающих приобрести иномарку довольно много, однако реальные возможности населения не позволяют этого сделать.
Метод сбыта. За последние два года одной из основных площадок для продажи подержанных автомобилей становится Интернет. Причем в глобальной сети представлены как компании, так и объявления частных лиц. Эксперты полагают, что в целом количество объявлений в Интернете превышает реальное предложение.
«На сегодняшний день очень сложно купить машину от хозяина. На большинстве существующих площадок работают перекупщики. Те же, кто хочет именно автомобиль от собственника, пытаются найти его в Интернете. Хотя и на виртуальных площадках свои объявления оставляют и перекупщики, и компании», – резюмирует г-н Жебелев.
Сами компании, работающие с автомобилями с пробегом, рассчитывают прежде всего на бюджетного клиента – средняя стоимость машин в наличии колеблется в районе 350–380 тыс. рублей, а большинство моделей располагаются в ценовом сегменте от 300 до 500 тыс. Однако на продажу может быть выставлен и премиум-сегмент с начальной стоимостью около миллиона рублей.

По данным «bc», в Перми насчитывается около 20 компаний, которые специализируются на продаже автомобилей с пробегом. Всего же в городе продажей легковых автомобилей занимаются 83 организации.

При этом сезонное изменение цен на вторичным рынке машин носит стереотипный характер, и, по сути, никаких объективных предпосылок для повышения цены весной-летом и ее снижения осенью-весной нет. По словам специалистов «Тойота центр Пермь», сезонность проявляется в другом: так, осенью и зимой большей популярностью у покупателей пользуются внедорожники, весной и летом – седаны.
Наибольшей популярностью у автолюбителей пользуются японские бренды, затем следуют корейские и европейские. Эксперты, опрошенные «bc», утверждают, что наименьшим спросом пользуются немецкие автомобили премиум-класса.
«По нашим данным, продажи Toyota с пробегом составляют около 17,5 % от общих продаж иномарок с пробегом в Перми. В России Toyota также с большим отрывом лидирует на этом рынке. Ценовые категории, которые интересуют клиентов, разные: от 500 тыс. рублей до 2 млн рублей», – поделились с «bc» в «Тойота Центр Пермь».
Еще одной тенденцией, характерной для компаний, работающих с подержанными автомобилями, стала работа не с ввезенными из-за рубежа иномарками, а с проданными официальными дилерами в Перми, поскольку у таких машин более прозрачная история и понятно, где и как они обслуживались до момента продажи.
Увлекаются тrade-in. Большинство официальных дилеров Перми активно использует в своей работе программы тrade-in. По мнению г-на Жебелева, такая политика автоцентров связана в первую очередь с высокой емкостью и устойчивостью рынка по-держанных машин. Так, «Тойота Центр Пермь» принимает по программе trade-in не только машины данной марки, но и любые другие иномарки. По данным компании, сейчас примерно 30 % клиентов покупают новые автомобили Toyota по программе trade-in. В целом на автомобильном рынке Перми за последние 2 года наблюдается значительный рост таких сделок.
При этом дилеры постоянно предлагают по программам тrade-in различные бонусные программы, а некоторые автоцентры готовы самостоятельно закрыть автокредит за клиента, снять его машину с учета, провести ремонт и полную предпродажную подготовку и, непосредственно, осуществить продажу. Клиент же взамен, осуществив доплату, получает новый автомобиль.
Ушли налево. По словам экспертов, наибольшие потери в кризис понес рынок праворульных автомобилей. На сегодняшний день большинство фирм, которые занимались их продажей, постепенно переходят либо на леворульные японские машины, либо специализируются на одной модели.
«Спрос на правый руль практически равен нулю, хотя до октября 2008 года их достаточно активно приобретали. На это повлияли прежде всего запретительные таможенные пошлины, которые больше всего ударили именно по японскому автопрому. Нагнетают ситуацию и постоянные слухи о полном запрете эксплуатации правого руля в России в связи с созданием единой таможенной зоны с Белоруссией и Казахстаном, куда запрещено ввозить подобные автомобили», – поделились с «bc» в «Самурай Авто». На сегодняшний день компания специализируется на поставке одной модели Toyota Prius в леворульном исполнении, остальные машины поставляются в Пермь под заказ.
Опрошенные «bc» эксперты видят еще одну причину в падении популярности праворульных автомобилей. Пик спроса на них пришелся на 2005–2008 годы, однако на сегодняшний день достаточно большой объем предложения подержанных иномарок сформирован за счет 2–3-летних автомобилей.
«Пермь является пограничной территорией, где не было большого количества именно японских, праворульных, автомобилей. Однако сейчас их количество, наверное, приближается к статистической погрешности. Я понимаю политику государства в данном вопросе, но мне как потребителю и автолюбителю кажется, что японские праворульные машины были хорошей альтернативой отечественному автопрому и превосходили его по качеству и надежности», – полагает г-н Жебелев.

Справка «bc»
Помимо рынка подержанных автомобилей положительную динамику демонстрируют продажи новых иномарок. По данным агентства «АВТОСТАТ», за первые полгода 2011 года в Пермском крае было продано новых иномарок на 109,1 %, больше чем за аналогичный период 2010 года. Фактически рынок вырос более чем в два раза. Для сравнения, в Москве рост составил 47,7 %, в Свердловской области – 87 %. Наибольшее увеличение объема продаж продемонстрировала Кемеровская область (более 112 %). Всего за первое полугодие в России было продано 873,4 тысячи иномарок, что на 67,6 % больше аналогичного периода 2010 года.

Поделиться:
Все новости компаний