Газета
 18 июля 2011, 13:20   1447

Сны Ариадны

В здании Речного вокзала открылась самая удивительная и загадочная выставка этого сезона.
Автор: Кирилл Перов

Выставка французского кинорежиссера и художника Пьера Кулибефа «Сны Ариадны» открылась в музее современного искусства «PERMM».
Как рассказала Анастасия Серебренникова, специалист музея, культуролог, творчество Кулибефа можно рассматривать только в контексте постструктурализма – философского течения, самыми яркими представителями которого являются Сартр, Фуко и Бодрийяр. Именно постструктуралисты создали такие термины, как «симулякр», «лабиринт», «гипертекст», и активно пользуются ими для описания картины мира. Мира современного, медийного, где нет единой культуры, а человек постоянно находится в огромном потоке неструктурированной информации.
Пожалуй, одного термина «постструктурализм» достаточно, чтобы отпугнуть от выставки обычного пермского зрителя, но на самом деле выставка очень интересная и необычная. Художник Пьер Кулибеф работает, как и многие другие представители современного искусства, на стыке жанров. Жанры эти – кинематографические: постановочное и экспериментальное кино, а также различные способы передачи образа в движении: проекции на 35-миллиметровой пленке, фильмы – инсталляции, фотографии. Вся выставка «Сны Ариадны» представляет собой единую инсталляцию, но при этом по смыслу подразделяется на ряд сюжетов, которые неразрывно связаны между собой.
Зайдя на балкон Речного вокзала, где расположены видеоэкраны и фотографии, попадаешь в особое пространство мифа, которые сотворил художник. На нескольких больших и маленьких экранах постоянно демонстрируется кино и видео, но это совсем не похоже на тот привычный видеоарт с короткими, порой абсурдными и закольцованными сюжетами. Поначалу работы Пьера Кулибефа, снятые профессиональной рукой европейского кинематографиста, кажутся настоящими фильмами, они достаточно длинные, в них играют настоящие актеры, их кадры красивы и загадочны и затягивают внутрь действия. И, незаметно для себя, начинаешь искать разгадку – почему так тревожно лицо девушки, и кого она ждет, постоянно оглядываясь? откуда взялись два обнаженных мужских тела в морском прибое? почему в старинном замке невеста в белом платье бьется в истерике на полу, посреди разбитой посуды? В поисках ответа переходишь от экрана к экрану, пытаясь понять – в чем дело? Рассматриваешь фотографии, ищешь ассоциации, спрятанные в чувственных и странных образах. И понимаешь, что художник добился своего – затянул тебя в «Сны Ариадны», в свой лабиринт магического мифа.
«Мир – это загадка, – считает Пьер Кулибеф. – Он полон не-определенных знаков, странных образов, развилок, противоречий, раздвоений. Кажется, его персонажами управляют неведомые внешние силы. Это мир медиумов и «проводников», переходящих из одной реальности в другую. Мир, движимый принципом повторения в вариациях, которому подчинено все – язык, участники и место действия. В этом лабиринте Ариадна запутала свою нить; следуя ей, мы теряем направление, подвергаемся испытанию Возвращением, идя по замкнутому кругу без начала и конца; наше «Я» растворяется, уступая место иллюзии, игре воображения. Мир превращается в вымысел, существующий только в отрывочном рассказе снов и ментальных проекций».
Кстати и сама выставка расположена по принципу лабиринта, экспозицией занимался сам Пьер Кулибеф, приехавший в Пермь на открытие «Снов Ариадны».
Работы Пьера Кулибефа – полнометражные и короткометражные картины, неоднократно отмечались на международных фестивалях кино и видеоарта, его произведения хранятся в коллекциях крупных музеев во Франции и за рубежом. В России Пермь стала третьим городом, где можно увидеть его видеоинсталляции, в прошлом году с работами художника познакомились Санкт-Петербург и Екатеринбург.
Творчество Пьера Кулибефа наполнено не только европейскими образами, но и прямыми отсылками к произведениям вдохновивших его авторов – Пьера Клоссовски, Жана Фабра, Мориса Бланшо и других. Большинство из этих имен пермскому зрителю неизвестны. Но вопрос: «Не боится ли художник быть непонятым из-за разного культурного контекста?» – нисколько не смутил Пьера Кулибефа.
«Сложность в восприятии и понимании современного искусства – это не пермская проблема, я с ней сталкивался и в других странах, – пояснил он. – Главное не в этом. Мои работы вызывают удивление, непонимание, иногда восторг, иногда отторжение –то есть работают на уровне эмоций человека. Эмоция – это выход в другой мир, она обеспечивает связь между культурами, она включает воображение».
В работах Пьера Кулибефа, замешанных на истории и мифологии, где тесно переплетены культурные коннотации, каждый зритель увидит свое, несмотря на то, что войдет в мир, созданный автором инсталляции. «Каждый человек будет интерпретировать «Сны Ариадны» по-своему, так и должно быть. Но все-таки, я надеюсь, что кто-то поймет и те мысли, которые вложил в мою работу я сам», – подчеркнул Пьер Кулибеф.
Выставка будет работать в Речном вокзале до 4 сентября, организована она при поддержке межведомственного агентства «Французский институт», Посольства Франции в России, Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края и ОО «Альянс Франсез-Пермь».

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний