Газета
 04 июля 2011, 13:20   1733

Контрреволюция в действии

Контрреволюция в действии
Для борьбы с культурной революцией пермская интеллигенция выбрала эффектный, но старомодный способ – митинг. Собрав около двухсот человек под своими знаменами, оппозиционеры обвиняли Гельмана и Мильграма в развращении юных умов, деградации имиджа города и смерти слона Джонни.

Место для митинга, прошедшего 30 июня, по словам его организаторов, было выбрано неслучайно: во-первых, эспланада уже не раз служила местом для массовых политических пикетов и демонстраций, а во-вторых, нынешний Театр-Театр, один из тех, кто задает тон культурной революции, давно вызывает нарекания творческой интеллигенции и постепенно приобретает очертания оплота «вселенского зла».
На первых минутах над толпой взметнулись красные стяги КПРФ и плакаты, на которых значилось: «Мы не «П», мы – Пермь», «П» – это Провокация, Профанация, Подлог, Плагиат, Позор», «Зарплату MusicAeterna – артистам Пермской оперы», «Кто нами правит? Красные человечки!». Самым удачным перлом, по мнению многих, был «От вашей культуры слоны дохнут!»
Собравшихся было около четырехсот человек, но каждый второй, кажется, представлял средства массовой информации: пожалуй, это можно занести в актив митинга, так как не одна акция протеста в последнее время не привлекала столь пристальное внимание журналистов. Впрочем, протест, как думается, ограничился лишь лозунгами и заранее заготовленными речами, звучавшими с импровизированной трибуны (таковой служил кузов грузовой «Газели»). Равиль Исмагилов, председатель Союза художников России по Пермскому краю, начал свое выступление с неожиданного заявления: «Теперь нам можно расходиться. Уже то, что мы собрались здесь, можно считать победой. Обо всем остальном напишет пресса».
Конечно, расходиться никто не собирался. Градус всеобщей агрессии постепенно заострялся. Страсти подогрел поэт Игорь Тюленев, который выразил свое негодование по поводу внешнего вида министра культуры Николая Новичкова: «Он все время ходит в футболках. Похож на гопника. У него что, нет пиджака? Я готов подарить ему свой».
Обвинения в адрес культуртрегеров не ограничивались обычным набором (трата бюджетных денег на дорогостоящие пиар-проекты, засилье варягов, оттеснение на задний план местной, исконно пермской культуры и т. д.), но также включали в себя чуть ли не обвинения в смертоубийстве: по мнению выступающих, трагическая гибель Елены Исаевой под ножом бесконтрольного шизофреника – косвенный, но наиболее показательный результат фестиваля «Белые ночи», а запланированное строительство синагоги в центре города – еще одно подтверждение наплевательства на духовные ценности и ориентиры большинства пермяков.
Как выяснилось, символом культурного сопротивления организаторы митинга избрали пермских деревянных богов. «Именно они должны помочь нам противостоять новым идолам современной Перми – красным человечкам и гнилому яблоку возле краевой библиотеки», – говорил один из выступающих.
«Мильграм, уходи!» – скандировала толпа. К этому времени наступил апофеоз действа: на трибуну стали подниматься депутаты Законодательного собрания. Константин Окунев, чистосердечно веря в подложный План Даллеса, цитировал: «И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим их в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности».
Роман Юшков, руководитель общественной организации «Зеленая Эйкумена», завершил свое выступление уже опробированной кричалкой: «Это наш город!» Толпа энергично с ним соглашалась. А Алексей Бессонов, член местного отделения КПРФ, воспользовался случаем и заявил, что решением всех бед может быть лишь отставка Чиркунова. Начать, по его словам, стоит с выборов в Законодательное собрание. «Голосуйте правильно», – посоветовал г-н Бессонов.
Как можно легко заметить, для некоторых культурная ситуация в Перми дает возможность продвигать свои политические лозунги и оказывать давление на власть. Пермская культура давно «обросла» политическими дефинициями и сейчас является средоточием разномастных сил и движений, каждое из которых преследует свои собственные цели.
Тем временем митингующие, кажется, не осознают, что их борьба разворачивается на чужом поле. Ратуя за культуру, они вынуждены противостоять пиарщикам и рекламистам. Беда еще и в том, что оппозиция изначально выступает в роли догоняющего и действует, ориентируясь на соперника. Отсюда проистекает главный недостаток политики протестующих, который особо отчетливо виден на листовках, «предварявших» митинг от 30 июня: здесь слишком много «против» и почти ни одного «за». Таким образом, происходит равнение на противника: подобно культуртрегерам, оппозиция не предлагает альтернативы, ей нечего отстаивать и нечем воевать, кроме флагов, листовок и плакатов. Больше того, здесь скрыта еще одна страшная для «мятежников» истина: современное искусство по определению зиждется на провокации. Чем больший отклик (пусть даже отрицательный) получает эта провокация, тем больше интереса вызывает у окружающих. Митинг 30 июня уведомил последних несведущих о культурном переполохе в Перми, но едва ли заставил их выступить на стороне пострадавших. Никто не удивится, если выяснится, что спонсорами и инициаторами митинга были те, против кого на нем выступали.


Оделся город в новое искусство.
Поизгалялись бесы, видно, всласть,
Коль с латаных заборов смотрят гнусно
Людишки безголовые, как власть.
И яблоко гнилое с постамента
Поганит душу, Господи, прости.
Не воробьи, а крысы ждут момента,
Чтоб в яблоке пристанище найти.

 Выступление поэта Федора Вострикова
 

Поделиться:
Все новости компаний