Газета
 27 июня 2011, 13:20   1839

Средство обогащения

Средство обогащения
С 1 января 2012 года в России могут вступить в силу новые правила прохождения техосмотра. Для владельцев легковых автомобилей удовольствие подорожает минимум в два раза.
Автор: Кирилл Перов

В Государственной Думе Российской Федерации в третьем чтении был принят законопроект, в очередной раз меняющий порядок прохождения техосмотра. Если с позицией думцев согласится Совет Федерации, то для вступления изменений в действие с 1 января 2012 года будет необходима только подпись президента.
Как поясняет директор филиала ООО «Росгосстрах» в Пермском крае Игорь Лагуткин, в соответствии с законом об ОСАГО порядок заключения договоров раньше выглядел следующим образом: сначала автовладелец приобретал полис ОСАГО, а затем проходил техосмотр, и допуск к ТО находился в прямой зависимости от наличия полиса. «Сегодня порядок действий развернули в обратную сторону: автомобилист будет проходить ТО и затем обращаться в страховую компанию за полисом ОСАГО, причем в момент обращения талон техосмотра должен быть действителен еще не менее 6 месяцев», – отмечает г-н Лагуткин.
По словам представителей Федерации автолюбителей России (ФАР), вряд ли наличие талона техосмотра станет основой для выдачи полиса ОСАГО. По их мнению, полис можно будет получить в любом случае, так как «страховщики всегда принимают деньги», однако выплаты по нему будут затруднены.
Техосмотр будет полностью изъят из ведения ГИБДД и, соответственно, отменена госпошлина. В УГИБДД по Пермскому краю корреспонденту «bc» пояснили, что в соответствии с законопроектом теперь аккредитацию пунктов прохождения техосмотра будет осуществлять Российский союз автостраховщиков (РСА).
Причем теперь право проводить надзорные мероприятия получат организации, осуществляющие в том числе и ремонт автомобилей, при условии наличия необходимого оборудования и, как минимум, одного эксперта. Ранее техосмотр мог осуществляться только на специальных пунктах инструментального контроля. В региональном ГИБДД подчеркивают, что вплоть до 2014 года сотрудники ведомства будут принимать участие в процедурах инструментального контроля с целью обучения персонала станций.
По словам г-на Лагуткина, в связи с тем что разрешение проводить техосмотр получат организации, занимающиеся ремонтом, возникнет конфликт интересов. «Можно ожидать, что некоторые дилеры начнут нагнетать страсти, создавать сложности при прохождении ТО, чтобы расширить свой бизнес», – полагает директор филиала ООО «Росгосстрах» в Пермском крае.
Напомним, в 2009 году процедура прохождения техосмотра уже менялась. Тогда право проводить инструментальный контроль под эгидой ГИБДД получили частные компании. При этом вне зависимости от района регистрации транспортного средства автолюбитель имел право записаться и пройти техосмотр в любом из них. Для этого необходимо было уплатить госпошлину в размере 300 рублей, а также внести деньги за осмотр автомобиля. В Пермском крае эта сумма равнялась 370 рублям. Ряд пунктов технического осмотра также брал определенную сумму за «подготовку машины к прохождению ТО», зачастую около 500 рублей. Таким образом, в регионе цена техосмотра колебалась в районе 1,5 тыс. рублей.
На сегодняшний день все пункты прохождения техосмотра работают в прежнем режиме. Как отметил Алексей Пьянков, руководитель сервисного центра в «Тойота Центр Пермь» (ООО «Терра-моторс»), сейчас стоимость прохождения ТО остается стабильной, однако нет никакой гарантии, что в следующем году цены не изменятся.
В ФАР уверяют, что плата за подготовку автомобиля к ТО фактически являлась коррупционной составляющей и новая схема прохождения инструментального контроля просто узаконила ее. При этом, по данным организации, после окончательного принятия законопроекта, техосмотр будет стоить минимум около 3 тыс. рублей. Что будет включено в эту сумму, пока остается непонятным.
В свою очередь г-н Лагуткин утверждает, что цена полисов ОСАГО не изменится, так как она регулируется Федеральной службой по тарифам и различается в зависимости от региона.
«Вряд ли стоимость ТО вырастет намного по сравнению с сегодняшней. Не надо забывать, что новые машины будут проходить первый ТО только через 3 года после покупки, а периодичность прохождения ТО для автомобилей возрастом от 3 до 7 лет – раз в 2 года. Так что затраты на ТО в любом случае будут меньше», – резюмирует г-н Лагуткин. При этом РСА намерен жестко контролировать компании, которые будут осуществлять технический осмотр. «Раньше организации, выдающие талон техосмотра, не несли никакой ответственности, теперь же в законопроекте прописано, что, если будет доказана причинно-следственная связь между техническим состоянием автомобиля и ДТП, страховщик имеет право обратить регресс к оператору, выдавшему талон техосмотра. Помимо этого такие операторы могут быть лишены аккредитации», – делится г-н Лагуткин.

С 2012-го по 2014 год у автомобилистов будет альтернатива – либо проходить ТО на уже существующих пунктах инструментального контроля, либо в новых техцентрах, аккредитованных РСА.

Основная проблема нового законопроекта, по мнению директора филиала ООО «Росгосстрах» в Пермском крае, заключается в создании информационной системы: «Минфин предлагает переложить эту функцию на РСА. Количество субъектов, которые должны были формировать информацию, – более 100 страховых компаний. Сейчас же таких субъектов будут тысячи, по предварительным расчетам, должно быть создано до 10 тысяч пунктов прохождения ТО, чтобы обеспечить доступность услуги, помимо них к информационной системе должны быть допущены страховые компании, государственные ведомства и организации. Мы понимаем, что создавать систему нам, и очень надеемся на сотрудничество с ГИБДД, на то, что они поделятся своей информацией.
Стоит отметить, что предполагаемые федеральные нововведения уже вызвали негодование некоторых краевых парламентариев. «То, что техосмотры отдаются на откуп страховым компаниям, кроме геморроя, неразберихи и дополнительных поборов для граждан, не сулит ничего. В результате стоимость техосмотра увеличивается в 6 (шесть) раз», – пишет в своем блоге в «ЖЖ» Андрей Агишев.

Справка «bc»
По данным УГИБДД по Пермскому краю, на сегодняшний день в регионе около 60 пунктов прохождения технического осмотра. Всего они насчитывают 74 линии, из которых 53 являются универсальными (то есть может осуществляться проверка любых транспортных средств), 3 – грузовыми, 18 – легковыми.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний