Газета
 06 июня 2011, 13:20   1031

Другие связи

Другие связи
Директор по развитию бизнеса IBM в Центральной и Восточной Европе Томас Хольцбауэр – о разумных системах, цене вопроса и электронном правительстве Пермского края.
Автор: Кирилл Перов

26 мая в Перми прошел технологический форум IBM Smarter Systems Tour 2011. На нем представители компании IBM рассказали о новых «разумных системах», об их возможностях.

Томас, расскажите об инициативе IBM под названием «Разумный город». Какие системы разрабатывает ваша компания? В каких городах такая инициатива уже была применена?
– Современные технологии способны решить многие городские проблемы. Например, проблему пробок. Один из ярких примеров – модернизация транспортной системы в Сингапуре. Там была возможность строить высокоскоростные магистрали, но уровень загруженности дорог все равно оставался высоким. Тогда IBM приняла участие в разработке единого аналитического центра транспортной системы, способного анализировать состояние дорог в режиме реального времени. Если человек решил проехать от точки А в точку В, не факт, что у него получится сделать это максимально быстро, потому что он может выбрать неверное направление. Благодаря новой системе житель Сингапура может заранее узнать загруженность дорог, выбрать нужный маршрут, а система в свою очередь поможет определить наиболее удобный путь, по которому можно будет добраться без пробок. Кроме того, была разработана единая система продажи билетов на различные виды транспорта, поскольку в нужную точку иногда удобнее и быстрее добраться на общественном транспорте. В итоге система, разработанная компанией IBM, доказала свою эффективность и успешно действует в Сингапуре по сей день.
Другой город с аналогичной проблемой – Стокгольм. В данном случае решение, разработанное для Сингапура, применить было невозможно. Проанализировав ситуацию, IBM предложила властям Стокгольма ввести платный въезд в центральную часть города. Сначала был запущен пилотный проект. Многие не хотели платить за передвижение по улицам родного города. Но система оказалась эффективной. Заметно снизилось количество пробок. Кроме того, вырученные деньги были направлены на развитие общественного транспорта. После окончания пилота власти дали возможность горожанам самостоятельно решить, вводить ли постоянную плату. Большинство проголосовало «за».
Также компания IBM разрабатывала системы безопасности для таких американских городов, как Нью-Йорк и Чикаго, в результате чего вырос уровень раскрываемости преступлений и снизилось их количество. В Пекине был разработан и реализован проект, который объединил в единую сеть все медицинские структуры города. Благодаря этому стало возможным прогнозировать эпидемии болезней.

В чем преимущество разумных технологий перед другими инновациями?
– Я хотел бы начать издалека. Сфера информационных технологий трансформировалась из собственно технологической сферы в более широкую. Необходимо понимать, что сама технология как таковая не решает бизнес-вопросы или общественные вопросы. Поэтому для начала необходимо определить, как мы можем использовать ту или иную технологию, чтобы получить для города какие-то бизнес-результаты. Именно эти решения мы и называем инновациями. Мы не изобретаем велосипед, потому что большая часть изобретений на земле уже сделана, мы просто по-другому выстраиваем связи.

Какова стоимость таких технологий для города?
– Надо понимать, что это не простой вопрос. Возьмем, к примеру, систему разумного транспорта, использование дорог. Если по всему городу установлены камеры, данные с которых обрабатываются в едином аналитическом центре, вы сможете регистрировать автомобили, номерные знаки, управлять транспортными потоками, отслеживать угнанные автомобили, сможете сделать некоторые зоны в городе платными. Это очень серьезный проект, с множеством взаимосвязанных элементов, с множеством совместно работающих сфер. Такой проект начинается с миллиона долларов и может вылиться в десятки миллионов. И по-настоящему важный вопрос, который определяет цену, особенно в сфере общественного управления, – это зона ответственности. Например, если клиент берет на себя полную ответственность за проект, то в случае если что-то пойдет не так, мы должны заранее оценить этот риск, чтобы клиент знал, насколько может увеличиться стоимость проекта.

Есть какой-то неудачный опыт внедрения той или иной разумной системы?
– Я бы не назвал его неудачным. Я бы сказал, что всегда есть какие-то проекты, которые идут не по плану. И иногда даже терпят неудачу. Поэтому если мы ведем проект такого масштаба, важно, чтобы им руководили опытные специалисты как со стороны клиента, так и со стороны компании IBM. Как только появляются какие-то вопросы или проблемы, необходимо включать в работу людей с серьезной экспертизой, которые смогут эти проблемы решить.

Каким образом технологии IBM помогут развиваться именно Пермскому краю? Что планируется сделать? Какие предложения Вы можете высказать городу?
– Что бросается в глаза в Перми – это пробки. Насколько я знаю, на улицах города сейчас около 3 тысяч камер. И следующий шаг – понять, что делать со всем этим массивом данных и какую интеллектуальную технологию внедрить: предсказание транспортных потоков, менеджмент светофоров и т. п.
Следующая проблема Перми – экология и окружающая среда. Я думаю, что качество воды в Каме – важный вопрос для города и его жителей. Например, в США компания IBM разрабатывала проект, связанный с экологическим состоянием реки Гудзон. Там были установлены сенсоры, которые измеряли качество воды. Все сенсоры были подключены к центральной системе. Если что-то происходило, можно было сразу же среагировать. Речь идет о выбросах и загрязнениях.
Следующая система, возможная для данного города, – это сервис-услуги населению. Я знаю, что в Перми есть система электронного правительства, и можно вывести ее на новый уровень, чтобы она была по-настоящему интерактивной, на уровне web 2.0. Таким же образом можно обсуждать самые разные сферы, и мы будем продолжать встречи, обсуждения, чтобы все это приоритезировать, найти нужные проекты, которые будут значимы именно для Перми.

Как Вы оцениваете Пермь в плане развитости? Чем наш город отличается от европейских городов такого типа?
– Я достаточно часто слышу этот вопрос. Я вижу некоторое сходство российских городов, помимо Москвы и Санкт-Петербурга. Они очень быстро растут, динамично развивается бизнес, но инфраструктура в итоге отстает. И это та проблема, о которой мы говорим на своих презентациях и с которой сталкивается в том числе и Пермь.
С другой стороны, если вы заезжаете в город, вы невольно заметите районы, которые не настолько развиты, как центральные. А для города очень важно развивать в том числе и эти зоны, в плане решения социальных вопросов, проблем медицины, обслуживания граждан.

Что Вы скажете о городе глазами гостя? Вы успели где-нибудь побывать?
– Это мой третий приезд в Пермь. В первый раз это была всего лишь остановка поезда. Во второй приезд я встречался с множеством бизнесменов. Тогда мне удалось только купить здесь картину маслом, которая висит теперь у меня дома, она мне очень нравится. А в этот приезд мы запланировали много встреч с клиентами, городскими властями. Но, несмотря на плотный график, у меня была возможность погулять по Перми. На меня произвели большое впечатление деревянные скульптуры, виды на Каму, Комсомольский проспект. Я посмотрел центр города, и могу сказать, что Пермь показалась мне очень оживленной.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний