Газета
 30 мая 2011, 13:20   2301

Только начало

Только начало
Владимир Курдин, региональный директор по развитию компании McDonald’s, и Андрей Самойлов, представитель McDonald’s по недвижимости в Уральском и Сибирском регионах, – о пермском фастфуде, перспективах компании и о том, чем чревато для конкурентов появление ресторанов быстрого обслуживания с мировым брендом.

Владимир, Андрей, перед тем как McDonald's прийти в Пермь, приходилось ли оценивать конкурентов на вкус? Бывали ли в ресторанах быстрого обслуживания?
А. С. 
– На этот вопрос, наверное, проще ответить мне. За то время, пока активно занимаюсь недвижимостью в Перми, я побывал практически во всех местных кафе и абсолютно точно могу сказать, что в сравнении, например, с Екатеринбургом пермские сети ресторанов развились очень сильно. Впечатляет как масштаб территории, которую они охватывают, так и предлагаемый ассортимент. И, кажется, горожанам это нравится. Рынок быстрого питания в Перми активно развивался последние несколько лет, и то, как он представлен сейчас, кардинально отличается от ситуации пятилетней давности. Думаю, на фоне такого развития приход McDonald’s лишь стимулирует дополнительное повышение качества. Но какого-то сумасшедшего, кардинального изменения не произойдет.

И тем не менее конкуренты боятся вашего прихода…
В. К. 
– А чего боятся?

Очевидно, есть страх перед более сильным игроком, приход которого серьезно сократит выручку других компаний.
В. К. 
– Я думаю, у пермских операторов есть основания приветствовать появление McDonald’s, поскольку мы послужим мощным драйвером процесса формирования рынка питания вне дома. В России он по большому счету находится в зачаточном состоянии. И в этом отношении Пермский край мало отличается от других регионов.
На питание вне дома житель России тратит в среднем порядка 100 долларов в год. Эта цифра в десятки раз меньше, чем в Европе и Америке. То есть потенциал для роста у рынка огромный. Поэтому чем больше сюда будет приходить ярких брендов, тем больше людей захочет попробовать их предложение, а значит, емкость рынка начнет увеличиваться.
Это благо для всех. Очень сложно в одиночку поднимать сегмент, который не существует. В России есть множество семей, которые выходят в рестораны такой категории, как наша, 1–2 раза в год. Это связано и с менталитетом, и с уровнем доходов, с советским прошлым страны – отсутствием культуры питания вне дома, а также отсутствием предложения. McDonald’s относится к доступному сегменту питания. Попробовав нашу еду, человек входит во вкус, появляется желание питаться вне дома. Но он не может все 7 дней в неделю есть в одном и том же месте. В любом случае он захочет попробовать что-то другое, начнет заходить в другие рестораны. Самое главное – начать.

Насколько крупными, по меркам компании, будут рестораны, открытые в Перми?
В. К. 
– Ресторан, который предполагается к открытию в ЦУМе, относится к среднему формату. А второй, строящийся перед ТРК «Столица», пожалуй, один из самых небольших наших форматов для отдельно стоящих зданий. Порядка 400 метров общей площади. Это обусловлено габаритами участка. Он небольшой.

По вашим оценкам, торг за этот земельный участок был серьезным?
В. К. 
– Достаточно серьезный. Был очень активный интерес со стороны пермских предпринимателей. Цена выросла почти в два раза.

Это предприниматели или спекулянты рассчитывали на ваш интерес к земле?
В. К. 
– Затрудняюсь ответить. Безусловно, как мы поняли исходя из перечня участников: были и предприниматели, и сочувствующие им.

Пермские рестораны быстрого обслуживания критикуют за то, что они предлагают своеобразный вариант фастфуда. Вы согласны с этим утверждением?
А. С. 
– Думаю, такие высказывания звучат потому, что линейка меню очень широкая. Например, здесь в категорию фастфуда попадают пельмени. Конечно, это отличает Пермь от других регионов. Вряд ли в Центральной России можно встретить рестораны быстрого обслуживания, которые продают в том числе и такие блюда.

Какого количества ресторанов McDonald’s будет достаточно для Перми?
В. К. 
– Мы оцениваем емкость пермского рынка уверенно – больше 5 ресторанов.

То есть заявление, сделанное на прошлой неделе, о том, что компания в течение 5 лет откроет в Перми 5 ресторанов – это программа минимум?
В. К. 
– Пять ресторанов – это некий ориентир, цифра, к которой мы хотели бы прийти. Мы можем открывать по 2–3 ресторана в год, но наши желания упираются в дефицит площадок и возможности самого процесса девелопмента, который ресурсоемок и порой продолжителен.

Какой объем вложений планируется сделать в рестораны в Перми? И как быстро они окупятся?
В. К. 
– Поскольку проектирование окончательно не завершено, объем инвестиций еще не определен. Мы рассчитываем на возврат наших средств в соответствии с внутренними стандартами. Пермский край компания относит к региону уверенного прогнозируемого развития.

Сейчас ведутся предметные переговоры по аренде земельных участков или коммерческих площадей в Перми?
В. К. 
– Конечно же, ведутся, и, конечно же, о них мы вам не скажем (улыбается).

Почему компании так долго не удавалось зайти в Пермь?
В. К. 
– Пермский край – не легкий регион, конкуренция в области коммерческой недвижимости достаточно высока. Количество свободных площадок, подходящих для нашего формата, ограничено. К тому же у McDonald’s очень высокие требования к качеству площадок, как к уже существующим, так и к строящимся.
А. С. – Мы действительно ведем переговоры по большому количеству площадок и зачастую доводим их до стадии эскизных проектов. Но нередко наши воплощения упираются в технические возможности помещений. И это причина, по которой не можем разместиться не только мы, но и многие крупные операторы федерального уровня. Поэтому речь идет не только о желаниях участников переговоров, но и о технических возможностях.

Пермские предприниматели утверждают, что McDonald’s сильно занижает арендные ставки, так ли это?
В. К. 
– Мы руководствуемся рыночной ситуацией и своей собственной экономической целесообразностью и стараемся балансировать между этими факторами.

Сегодня в городе ведется активная работа, связанная с изменением градостроительных документов. В конце прошлого года принят новый Генплан, теперь вносятся изменения в Правила землепользования и застройки. В связи с этим не предлагали ли вам пермские власти новые земельные участки для строительства ресторанов?
А. С. 
– Мы следим за теми изменениями, которые происходят в нормативных документах. Зачастую это открывает определенные возможности или, наоборот, приводит к тому, что приходится корректировать перспективы, которые виделись ранее. Сейчас в Перми уже сформировано видение, каким образом будет развиваться город. Но у нас остаются вопросы по перспективным зонам развития. Хорошо, что их уже сегодня видно в Генплане, но остаются риски, связанные с тем, что на сегодняшний день там пока ничего нет.

Владимир, отношение к фастфуду крайне противоречивое, если не сказать негативное. В связи с этим вопрос: вы сами питаетесь фастфудом?
В. К. 
– Да, конечно. Только я хотел бы уточнить, сейчас McDonald’s отходит от традиционного фастфуда, меняя концепцию ресторанов на гуд-фуд-фаст. Мы вводим широкую линейку продуктов. Если, открывая первые рестораны в России, мы начинали с ограниченного ассортимента, то сейчас предлагаем большое количество наименований продуктов, и практически каждый может найти для себя что-то вкусное.

Что вам нравится больше всего?
В. К. 
– Я предпочитаю фиш-ролл. Также мне нравится сыр бри. Очень люблю наши креветки, пирожки. Ассортимент «МакКафе» регулярно дегустирую.

Оценивали ли вы лояльность пермяков к бренду McDonald’s?
В. К. 
– Вот откроем первый ресторан и посмотрим.

Поделиться:
Все новости компаний