Газета
 25 апреля 2011, 13:20   1547

Доставай свой словарь

Доставай свой словарь
Языковые школы зовут детей в специализированные лагеря. Предложение охватывает разные части света, уровни знаний и языковые пристрастия.

В преддверии лета многие родители желают заранее озаботиться тем, где их чадо будет проводить три свободных от учебы месяца. Однако отдых в чистом виде уже не в моде: мамы и папы ратуют за то, чтобы ребенок не просто отдыхал, но попутно подтягивал свою успеваемость по отдельным предметам. Такую возможность, в частности, предоставляют языковые лагеря, где ребенок сможет и насладиться компанией своих сверстников, и получить начальные знания английского, немецкого или французского.
Учить ин.яз. смолоду. Поставщиком подобных услуг в большинстве случаев выступают центры дополнительного детского образования, коих в Перми, по оценкам экспертов, насчитывается более шестидесяти. Чаще всего клиент идет в зарекомендовавшие себя языковые центры, где уже наработан диапазон возможных предложений: от групп продленного дня до выездных сессий в Англию, Францию и Германию.
Лагеря, как замечает Людмила Апалько, директор центра Language Link, обычно возникают на базе языковых центров в виде дополнительного сезонного продукта. «Центры гонятся за тем, чтобы представить клиенту как можно больше возможных опций – так мы сумеем привлечь максимально широкий круг партнеров. Языковые лагеря – одна из таких опций». Юлия Ващенко, директор образовательного центра Easy English, добавляет: «И опция в основном далеко не профилирующая. Может быть, поэтому я не сталкивалась с тем, чтобы лагерь существовал в отрыве от базиса языкового центра в виде отдельного проекта. Между тем центров дополнительного образования много, каждый пытается «взять» клиента своей изюминкой. Для кого-то языковые лагеря и являются такой изюминкой».
Бывает, что лагерь работает на базе высших учебных заведений города. Например, языковой лагерь Littera существует на основе Пермского государственного университета. «Занятия проходят на территории университетского городка, включая лаборатории факультетов, Ботанический сад, музеи университета, студклуб и т. п.», – прокомментировала директор центра дополнительного образования Littera Елена Поломских.
Кадры решили все. Одной из составляющих успеха языкового лагеря является грамотная кадровая политика. Например, в языковом центре «Британия», на базе которого существует программа городского (Britannia City) и загородного (Britannia Village) лагеря, обучающий персонал делится на две категории: преподаватели центра, которые берут на себя основной вес педагогического взаимодействия с учениками, и групплидеры, или вожатые отрядов, – студенты старших курсов языковых специальностей, которые проходят специальный отбор и профильное обучение на базе ЯЦ «Британия».
В программе почти всех лагерей предусмотрено общение детей с носителями языка. «Это обеспечивает дополнительное развитие мотивации ребенка к изучению языка», – полагает Вероника Градонь, директор лагеря с изучением английского языка Britannia Village. Людмила Апалько замечает, что для Language Link наличие в лагере иностранца – обязательный элемент. «Этот момент особенно важен для старшеклассников, для которых носитель языка становится примером обращения с английским или французским. Так происходит полноценное включение учеников в процессы совершенствования их навыков», – рассказала г-жа Апалько.
По словам Марины Носковой, директора языкового центра «Еврошкола», на плечи иностранца при взаимодействии с учениками ложится непростая задача. «В лагере мы учим не говорить, а общаться. Общение с иностранцем в свою очередь снимает языковой (или, если угодно, психологический) барьер, чтобы в дальнейшем ребенок чувствовал себя комфортно в другой стране, ведь там такие же люди и с ними также легко контактировать. Когда нет этого барьера, легче впитывать грамматические, орфографические и прочие правила».
Юлия Ващенко в то же время указывает на определенную рекламность подобного хода и использования носителя языка в качестве «свадебного генерала». «Я не считаю это непременным условием существования нашего бизнеса. Но если приглашать, то приглашать именно англичанина или американца, а не, предположим, представителя страны, где английский является вторым языком».
Легкость перевода. Исключительно важным моментом, по словам Юлии Ващенко, является отличие педагогических методик в лагере от школьного преподавания. «Нельзя допустить, чтобы дети воспринимали учебу в языковом центре как продолжение школьного образования. Для них невыносимо тяжело «переезжать» от одной парты к другой. В идеале учеба в лагере не должна казаться ребенку учебой. Поэтому мы широко применяем ролевые игры, театральные представления, в которых участвуют дети, а также отмечаем традиционные зарубежные праздники, таким образом увлекая детей не только языком, но и культурой изучаемой страны. Нужно заметить, что школьной программы ребенку, конечно, недостаточно. И дело даже не в том, что двух академических часов для изучения иностранного языка чрезвычайно мало, но и в том, что педагогическая методика, которой руководствуются учителя в школе, технически устарела», – констатировала Юлия Ващенко.
Эксперты соглашаются с тем, что все больше лагерей обращается к современным приемам, опробированным на Западе. Вероника Градонь рассказывает о лагере Britannia Village: «Он создан по модели традиционной английской школы-пансиона, где сочетаются три основных компонента: английский, творчество, спорт. Мы пытаемся сочетать отдых с обучением и развитием».
...И еще раз отдыхать. Занятия идут в группах (отрядах) по 10–15 человек. Группы формируются по возрасту и результатам тестирования, которое проводится либо вначале, либо в преддверии смены. Это позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому студенту и добиться максимальной эффективности уроков.
День в языковом лагере разделен на следующие составляющие. Все уроки проходят в первой половине дня (3–4 академических часа). После обеда детей ожидает познавательно-развлекательная программа: экскурсии на иностранном языке, командные соревнования, концертные мероприятия, спектакли, фильмы и так далее. Вечером – свободное время.
Свою задачу организаторы лагерей видят не только в обучении детей иностранному языку, но и в раскрытии всех творческих способностей в отдельно взятом ребенке. Вероника Градонь рассказывает о системе «агентств», которая используется в лагере Britannia Village: «Агентства – особая форма работы, которая позволяет ребенку проявить себя, выбрать занятие, которое соответствует его желаниям и способностям. В список самых популярных агентств входят: ушу, танцевальная студия, театральная студия, агентство юных диджеев, роспись батиком, дизайн и агентство СМИ».
Языковой компонент обучения совмещается с познавательным.
Елена Поломских:
– Дети знакомятся с факультетами, выполняют исследовательские мини-задания в лабораториях ПГУ с использованием современной аппаратуры и оборудования. Даже младшая группа на опытах изучает свойства электричества, рассматривает растения через электронный микроскоп и монтирует фильм о своей жизни в лагере в настоящей киностудии кафедры журналистики. Наш лагерь – это не только интенсивная практика английского языка, но и погружение в академическую среду университета.
Марина Носкова указывает на то, что в конечном счете изучение языка все-таки не должно превалировать над отдыхом: «Дети уходят на летние каникулы с тем, чтобы на несколько месяцев позабыть о домашних заданиях, школьной муштре и строгих учителях. Педагогический прессинг ничего не даст, поэтому в лагере мы оставляем большой простор для досуговой свободы, которая органично переплетается с изучением иностранного языка. В расслабленном состоянии дети более восприимчивы к новой информации».
Место встречи. Условно детские языковые лагеря можно разделить на городские, загородные и заграничные. Все зависит от места их дислокации. В городских лагерях дети пребывают с утра до вечера, после чего отправляются домой. Загородные площадки представляют собой арендованные базы отдыха, где обосновываются 2–3 отряда студентов вместе с вожатыми и преподавателями. Наконец, имеют место и выездные сессии за рубеж: не только на родину носителей языка, но и в страны, где изучаемый студентами язык является распространенным, – в Болгарию, Чехию, Мальту.
Юлия Ващенко:
– Владение иностранным языком – такой же навык, как, допустим, фигурное катание или художественная гимнастика. Он требует постоянной практики и только в этом случае совершенствуется.
Марина Носкова отметила, что средняя цена одной смены в пермском языковом городском лагере (2 недели) – 7–9 тыс. рублей. Выезд на загородную площадку – 14–16 тыс. «Цена формируется исходя из оплаты проживания, питания и работы педагогов», – рассказала г-жа Носкова.

Поделиться:
Все новости компаний