Газета
 11 апреля 2011, 13:20   1276

«Перемены» в большом городе

«Перемены» в большом городе
С 30 апреля по 5 мая в Перми и Лысьве состоится фестиваль детских театров «Большая перемена». Театр теней, знаменитые на весь мир кукольники, документальные и танцевальные проекты – «Большая перемена» оправдывает свое многозначительное название – она меняется от года к году, чтобы юные театралы смогли насладиться всем разнообразием театральных возможностей. Об этом рассказывает Мария Кубланова, директор фестиваля.
Автор: Кирилл Перов

«Большая перемена» второй раз подряд проходит в Перми. Значит ли это, что фестиваль собирается обосноваться здесь надолго?
– Изначально «Большая перемена» задумывалась как московский проект, собирающий в одном месте и в одно время лучшие российские и зарубежные спектакли для детей. Мы его замыслили в 2007 году с командой театра «Практика», поскольку поняли, что для нас важно работать с современным театральным языком не только в театре для взрослых, но и в театре для детей. Что такое хороший детский спектакль? Что может и должен театр дать маленькому зрителю сегодня? Как изменить далекую от благополучной ситуацию в российском театре для детей? Все эти вопросы мы задавали себе и продолжаем их задавать. Ответы ищем и выбирая спектакли программы, и на круглых столах, дискуссиях, мастер-классах, которые проходят во время фестиваля.
По мере того как фестиваль растет и развивается, мы стали получать предложения провести его в других городах и регионах. И решили расширять нашу географию. Пермь стала первым городом, куда приехала «Большая перемена». Связано это со многими факторами. Не последний, конечно, – это то, что Эдуард Бояков, худрук «Практики», создал в Перми театр «Сцена-Молот», близкий нам и по миссии, и по стратегии. Первый, пробный проект прошел с большим зрительским успехом, и сейчас можно честно сказать, что в Перми работать интересно. Здесь благодатное творческое поле и живой, искренний, активный зритель. Поэтому мы готовы сделать «Большую перемену» в Перми традиционным событием для города.

Как развивается фестиваль? Можно ли проследить динамику за последние годы?
– У фестиваля расширяется круг участников и появляется постоянный зритель. Особенно радостно, что нам удается привлечь внимание к детскому театру серьезных профессионалов, которые раньше в театре для детей не работали. В прошлом году, например, английский режиссер Рамин Грей, экс-худрук знаменитого британского театра «Роял Корт», согласился впервые в жизни поработать с юными артистами и сделал читку пьесы Дениса Келли «ДНК». Сейчас готов работать еще.
Кроме того, фестиваль начал продюсировать спектакли для детей. В этом году «Большая перемена» стала одним из создателей спектакля «Пиноккио» в постановке французского режиссера Жоэля Помра, неоднократного хэдлайнера Авиньонского фестиваля. «Пиноккио» уже был в Перми, спектакль был показан в рамках фестиваля «Пространство режиссуры».
Об интересе со стороны регионов и желании пригласить «Большую перемену» к себе я уже говорила. Это тоже тенденция, и тенденция, на которую есть желание отозваться.

«Большая перемена» – мероприятие со статусом международного. Расширяется ли благодаря этому география участников фестиваля?
– Да, безусловно. Каждый год среди участников фестиваля – театры и гости из разных стран. География уже огромная, и она растет. В этом году, например, впервые в истории фестиваля в пермской «Большой перемене» будет участвовать известный кукольник из Японии Нори Сава, который покажет свою очень оригинальную интерпретацию хорошо всем нам знакомых сказок в спектакле, который так и называется – «Сказки».
Мы несколько раз делали программы, сфокусированные на театре для детей одной страны, например Великобритании или Дании. Получается очень интересно – можно сравнивать театральный язык, тематику, разные подходы к работе с юным зрителем, наблюдать за различиями в воспитании детей в разных странах, которые не могут не влиять на то, как ребенок ведет себя в театре. У нас в Москве на «Большой перемене», например, несколько лет назад, был спектакль из Голландии для самых маленьких – 3–4-летних зрителей. Во время спектакля художницы рисовали историю прямо на полу, застеленном бумагой, и предполагалось, что дети выйдут на сцену, к актрисам, и будут рассматривать рисунки, ползая по полу. Во время первого же спектакля пришлось попросить родителей отпустить детей на сцену, иначе они просто не решались пошелохнуться. Вот в том числе об этой разнице менталитетов мы обычно говорим во время фестивальных дискуссий.
В этом году, помимо Перми, фестиваль принимает Лысьва. Как возникла эта идея? Почему именно этот город?

Почему вы уверены, что там нужна «Перемена»?
– Идея принадлежит нашим пермским партнерам. Прежде всего, это директор Пермского академического Театра-Театра Юрий Милютин, с которым мы сотрудничаем по многим нашим проектам. Ну и, конечно, Министерство культуры Пермского края, Лысьвенский театр драмы им. А. Савина, лысьвенская администрация. В лысьвенском театре – отличная детская театральная школа. Ребята вместе с другими детьми из края приезжали на «Большую перемену» в прошлом году, у них была возможность познакомиться с фестивалем. А мы в свою очередь уже тогда могли сказать, что хотим развивать детский театр в крае. Поэтому в этом году с радостью поедем в Лысьву. А дальше – открыты к предложениям.

Штаб-квартирой фестиваля во второй раз становится театр «Сцена-Молот». Почему вы решили закрепиться именно за этим театром?
– Наверное, я уже ответила на этот вопрос. «Сцена-Молот» – это театр, близкий фестивалю по идеологии, миссии, подходу к работе со зрителем. Поэтому наше сотрудничество абсолютно логично.

Ходят слухи, что в Перми для одного из спектаклей в рамках «Большой перемены» вы объявили кастинг среди собак...
– Да, совершенно верно. И с нетерпением ждем результата этого кастинга. Собаку ищем для легендарного спектакля «Муму» Малого драматического театра – Театр Европы под руководством Льва Абрамовича Додина. Дело в том, что «Мумуня», которая обычно играет в спектакле дома, – уже заслуженная пенсионерка, ей тяжело выезжать. Поэтому в спектакле будет задействована пермская актриса. Задача, кстати, непростая: cобаке должен понравиться Герасим, поэтому кандидатур должно быть как минимум две. И кто будет играть в спектакле, станет понятно только на репетиции.

Как вы оцениваете результаты вашей работы? Посещаемость спектаклей – это единственное мерило вашей деятельности?
– Конечно, самая главная оценка для нас – реакция зрителей. Но не только. Ведь, помимо показов спектаклей, у фестиваля большая специальная программа, задача которой – создать дискуссионное и творческое поле. И если это получится, можно будет сказать, что фестиваль удался.
В этом году, например, мы провели отбор пьес для детей и представим их в читках, которые будут готовить пермские и лысьвенские актеры и режиссеры вместе с драматургами. В рамках фестиваля пройдет «Лаборатория творчества» – дети под руководством педагогов будут создавать теневой, драматический, танцевальный спектакли, мультфильм, спектакль документального театра «Пермь. Дети», пьесу для которого сейчас на основе интервью с ребятами пишет драматург Александр Югов. Огромную, интереснейшую программу для «Большой перемены» сейчас готовит фестиваль «Флаэртиана». Будем смотреть и обсуждать вместе с нашими зрителями кино на самые разные темы, говорить о разнице между кино- и театральным языком. Да и много другого будет интересного.

На какой из спектаклей «Большой перемены» вы бы порекомендовали сходить в обязательном порядке?
– Очень трудный вопрос, на который хочется ответить «на все». Программа очень интересная: здесь и замечательный спектакль «О рыцарях и принцессах» Петра Зубарева из Мариинска, и спектакль «Золушка» театра «Кукольный дом» из Санкт-Петербурга, который получил не одну «Золотую Маску», и хиты московской «Большой перемены» – итальянский спектакль «От руки», где разыгрывается веселая и остроумная история на фоне белого экрана, на котором прямо на глазах у зрителя возникают рисованные декорации, и спектакль из Словении «Осторожно, лось!», который не оставит равнодушным ни одного ребенка и ни одного взрослого, и чудесная история льва Лафкадио в спектакле под таким же названием, которую рассказывают артисты-американцы на прекрасном русском языке, и тонкий, умный спектакль «Принц и дочь великана» театра «Малый» из Великого Новгорода. Но главное событие фестиваля, безусловно, это приезд в Пермь Малого драматического театра – Театра Европы из Санкт-Петербурга со спектаклем «Муму». Этот спектакль в репертуаре МДТ уже более 20 лет, но он по-прежнему вызывает любовь, благоговение, восторг зрителя. Я видела «Муму» уже несколько раз и очень жду, когда в Перми у меня снова будет такая возможность.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний