Газета
 07 марта 2011, 13:20   4776

Весенний бизнес

Весенний бизнес
В Перми насчитывается около 90 фирм, специализирующихся на продаже цветов. Цены на прекрасное начинаются с 30 рублей, при этом доля местных производителей не превышает 10 % рынка.
Автор: Кирилл Перов

Прикамские розы. По данным агрохолдинга «Ашатли», на сегодняшний день в Пермском крае насчитывается не более 5 предприятий, которые специализируются на выращивании роз. Крупнейшее из них расположено в Осинском районе. Площадь розария, созданного в 2010 году, который принадлежит ООО «ИнтеллектАгро», составляет 0,23 гектара, а проектная мощность равна 350 тысячам срезанных цветов в год, или 7 тысячам в неделю. Как рассказал «bс» заместитель директора «ИнтеллектАгро» Максим Чугунов, в проект было вложено 50 млн рублей, срок окупаемости – 5 лет. «Мы планируем выйти на проектные мощности в III–-IV квартале 2011 года. Уже сейчас компания сотрудничает с розничными точками в Осе и имеет свой склад в Перми. Тем не менее даже после выхода на проектные мощности количество поставляемых в региональный центр цветов будет теряться в общих объемах рынка», – отмечает г-н Чугунов.
Другой пример – это агрохолдинг «Ашатли», который выращивает цветы на одном из своих предприятий – ООО «Чайковские теплицы». Ежемесячно здесь получают от 10 до 13 тысяч роз. «Основные покупатели цветов, выращенных на предприятии, – это жители Чайковского. Они пользуются спросом как у частных лиц, так и у индивидуальных предпринимателей, которые имеют цветочные магазины в городах и поселках на юге Пермского края», – рассказали корреспонденту «bc» в компании.
Практикуется в регионе выращивание и продажа роз в одном месте, как это организовано в Краснокамске ИП Филоненко. По словам Яны Филоненко, в распоряжении данного мини-предприятия одна теплица площадью 360 кв. метров, в которой содержится 2184 саженца роз. Точка розничной продажи расположена прямо на территории розария, а стоимость одного цветка, в зависимости от его высоты, составляет от 60 до 85 рублей.
Специалисты агрохолдинга «Ашатли» отмечают, что среднегодовая оптовая цена розы, выращенной в Пермском крае, колеблется от 40 до 50 руб-
лей за штуку. Как утверждают производители, в среднем стоимость прикамских роз на 16–17 % ниже, чем у зарубежных аналогов. «Для сравнения, розничная цена голландской розы высотой 70–80 см составляет 150–160 рублей, а пермской – 120 рублей, причем местный цветок стоит дольше зарубежного, так как срезан недавно», – поделился с «bc» г-н Чугунов. Небольшая разница в стоимости объясняется тем, что производители используют иностранные посадочные материалы и технологии. Кроме того, все опрошенные «bc» эксперты уверяют, что в структуре затрат на содержание розария наибольшую часть составляют платежи за газ и электричество, так как необходимо постоянно поддерживать в теплице определенную температуру, а также в условиях пермского климата осуществлять электродосвечивание цветов. Однако в целом, по мнению производителей, бизнес является высокорентабельным и быстро окупаемым.
Голландия ближе. Продавцы в целом относятся к местным цветам довольно настороженно. Как рассказала «bс» арт-директор студии «Цветы большого города» Елена Захарова, нередко стоимость пермских цветов равна или превышает цену зарубежных аналогов. Поэтому в магазинах зачатую продаются розы из Голландии и Эквадора.
В цветочном салоне Fashion Flowers корреспонденту «bc» сообщили, что закупки осуществляются на оптовых базах, где представлена продукция не только зарубежных, но и российских производителей из Ижевска и Краснодарского края.
Специалисты агрохолдинга «Ашатли» отмечают, что в 2010 году пермские предприниматели предпочитали закупать продукцию в основном не у местных оптовиков, а у отечественных представителей в других городах. Основным конкурентом пермских поставщиков являются ижевские компании. Вторыми по значимости были фирмы из Екатеринбурга.
«Пермские компании сотрудничают в основном с иностранными производителями. Это связано прежде всего с регулярностью поставок и ценой. Сложно конкурировать с таким мировым гигантом, как Голландия, где экономика построена именно на продаже цветов.

Согласно исследованию, проведенному агрохолдингом «Ашатли», в 2010 году в центре Перми и прилегающих районах функционировало примерно 38 предприятий, занимающихся оптово-розничной продажей срезанных роз. 10 из них занимались оптовой торговлей, 28 – розничной. Общее число розничных торговых точек в городе равнялось 42. По данным информационной системы «ДубльГИС», на сегодняшний день в Перми насчитывается более 90 магазинов цветов.

Тем не менее с каждым годом растет и количество российских поставщиков, однако сотрудничество до сих пор довольно рискованно, поскольку система выращивания цветов не отлажена идеально, как этого требует «живой товар», они не могут гарантировать еженедельные поставки, и цена у местных производителей достаточно высока. Ассортимент, предлагаемый российскими производителями, сводится к тюльпанам и розам, которые выращивают по голландской технологии из голландских луковиц. Фактически вопрос заключается лишь в свежести цветка, однако, например, технологии в Голландии дошли до такого уровня, что качество не страдает, пока цветы в пути», – поделились с «bc» специалисты «Садового центра».
Без сверхприбылей. В целом эксперты сходятся во мнении, что непосредственная продажа цветов не является сверхприбыльным бизнесом. Как отмечает г-жа Захарова, все зависит от подхода, которым руководствуется предприниматель. «Если осуществляется просто продажа цветов на небольшой точке, то бизнес идет довольно бойко. Если же отдается предпочтение качеству продукции, определенным условиям содержания, то затраты сразу повышаются и нередко бизнес балансирует на грани выживания. Многое зависит от месторасположения магазина, так как этим фактором определяется поток клиентов», – резюмирует арт-директор студии «Цветы большого города». Эксперты подчеркивают, что запуск цветочного магазина в Перми с нуля дело довольно сложное, причем это связано не с объемом затрат (счет идет на несколько сотен тысяч рублей), а с высокой конкуренцией. Стоит отметить, что, по данным специалистов «Садового центра», порядка 80 % пермского рынка занимают «павильоны».
По мнению экспертов агрохолдинга «Ашатли», конкурентная среда на рынке срезанных цветов достаточно плотная. Однако сфера остается ненасыщенной региональными производителями. «В Перми, наравне с собственными цветами, хорошо продаются розы, выращенные в других регионах РФ и за границей, а потребность в срезанных розах достаточно высока круглый год», – резюмируют специалисты компании.
Рецепт завоевания клиента у каждой фирмы свой. На сегодняшний день многие магазины предлагают не только цветы, букеты и композиции, но и горшечные растения, украшение помещений, оформление свадебных кортежей и т. д. Также на базе ряда компаний проводится обучение флористов, организуются специализированные семинары и тренинги. Одним из эффективным способов продвижения все чаще становятся интернет-магазины цветов. «Такая практика широко распространена в Москве, где сегодня через Интернет заказывают даже продукты. Онлайн-магазин позволяет получить клиентов из других регионов (Москва, Краснодар, Екатеринбург и даже Белоруссия), которые хотят подарить цветы людям, проживающим в Перми», – поделились с «bc» в Fashion Flowers. Эксперты отмечают, что на сегодняшний день практически у всех крупных магазинов цветов существуют свои фирмы доставки и интернет-сайты, на которых можно если не заказать букет, то просмотреть каталог продукции.
Праздничный рост. Основной тенденцией рынка срезанных цветов в Перми является рост цен к праздникам. Продавцы отметили первый скачок к 14 февраля, а в преддверии Международного женского дня удорожание может составить от 30 до 50 %. Как пояснили «bc» в Fashion Flowers, изначально повышает цены производитель, за ним поставщик, а затем уже конкретный магазин, который вынужден идти на такие меры, чтобы сохранить рентабельность бизнеса. «Цена на цветы складывается из многих составляющих, начиная от закупочной стоимости и заканчивая оплатой транспортировки, при этом продавец должен компенсировать все свои затраты и остаться с прибылью», – отмечают в Fashion Flowers.
Безусловным хитом продаж, по словам г-жи Захаровой, являются розы, а если говорить о структуре спроса, то он перед праздниками ни в чем не уступает ценам и повышается в разы. Как отмечают эксперты, продажи к 8 Марта могут составлять до 70 % годового оборота цветочных магазинов. При этом покупатели в равной мере приобретают как букеты, так и просто срезанные цветы. На каждый сезон, по мнению экспертов «bc», приходится свой покупатель. Например, летом основным потребителем цветочной продукции становятся молодожены. В целом, по данным агрохолдинга «Ашатли», один житель Перми потребляет в среднем 15 роз в год и тратит на это примерно 2,6 тыс. рублей (из расчета стоимости одной розы 100–250 рублей).

Справка «bc»
Согласно данным официальных сайтов компаний, которые занимаются продажей цветов, минимальная стоимость букета составляет от 500 рублей, а максимальная более 12 тыс. Средняя стоимость букетов и композиций колеблется в районе от 1,5 до 3 тыс. рублей.

Весенний бизнес

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний