Газета
 07 февраля 2011, 13:20   1315

«Напряжение осталось»

«Напряжение осталось»
Пермские автодилеры связывают с наступившим 2011 годом большие финансовые надежды. Константин Чудинов, исполнительный директор компании «Телта-МБ», официального дилера Mercedes-Benz, замечает, что премиум-сегмент уже пошел на поправку, рассуждает об итогах минувшего года и предсказывает ухудшение позиций отечественного автопрома.

Как можете охарактеризовать минувший год?
– Ситуацию второй половины 2010 года можно описать словами «кризис закончился – напряжение осталось». Признаками окончания кризиса я бы назвал прогрессирующую активность автомобильной отрасли, что выразилось в значительном росте продаж в сравнении с 2009-м. Показателем напряжения, в свою очередь, является то, что люди не спешат расставаться с деньгами так же легко, как это было до кризиса. Они тщательно, скрупулезно считают деньги и присматриваются к каждой покупке. Если до кризиса клиент менял автомобиль каждые два года (когда заканчивалась гарантия), то в 2010-м он покупает сервисный контракт на третий и четвертый год. Это особенно заметно на машинах премиум-сегмента. Если до кризиса в этом сегменте «Телта-МБ» реализовывала пять машин в месяц, то после кризиса – одну. Отрадно, что марка Mercedes-Benz, согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса, показала в 2010 году самый быстрый рост продаж – 64 %. Если в 2009-м легковых автомобилей этой марки было реализовано 12 050, то в 2010-м – 19 724. Рывок произошел во второй половине прошлого года. 2011 год видится не таким бурным, но рост в 20–30 % наверняка будет зафиксирован. Он будет основан на еще более стабильном положении в экономике, росте ВВП и росте доходов населения.

Имеет ли здесь место пресловутое явление отложенного спроса?
– Многие эксперты ссылаются на отложенный спрос, но лично я в него не верю. Перед нами ситуация вполне стандартная для отношений типа «продавец – покупатель». Если деньги появляются – приобретается машина. Если нет, то задуманная покупка откладывается до лучших времен, но говорить о тенденции, по-моему, бессмысленно – это никакой не отложенный спрос, а лишь расчет и бережливость. Между тем развитие рынка идет своим чередом. Рынок становится более цивилизованным. Дилеры – я в первую очередь говорю о дилерах в премиум-сегменте – важным фактором в продажах считают планирование. Специфика автобизнеса в том, что мы должны делать прогнозы и строить планы на более чем год вперед. При этом максимально точные и детальные прогнозы с разбивкой по классам и моделям. Надо сказать, что планирование было важно и раньше, но тогда и ошибки легче прощались. И еще: отрасль становится все более наукоемкой. Приходится прикладывать усилия для качественной аналитики предыдущих периодов, разработки моделей поведения рынков в планируемом периоде. Успешная деятельность автодилера в сфере продаж держится на трех китах: аналитика, прогнозирование и планирование.

В период начала кризиса многие эксперты предсказывали, что дилерам ввиду клиентской «засухи» придется «отыгрываться» сервисным обслуживанием. Насколько эти предсказания осуществились?
– Говорить о том, что продажи просели, а сервис вырос, не приходится. Сервис как показывал хорошие результаты, так и показывает. Да, наметился спад сервисной активности по количеству заездов, выработке в количественном и качественном выражении. Это было вызвано недостаточными продажами в 2009 году. Но есть и еще одна причина – это активная конкуренция со стороны серых сервисов, организованных, как правило, бывшими сотрудниками дилерских предприятий. Они оттянули на себя часть негарантийных клиентов. Уровень затрат дилерского предприятия не сравним с затратами «серых» сервисов. Кроме того, клиентов привлекает отсутствие очередей и записи, ввиду значительно меньшей загрузки, и меньшая бюрократия в оформлении документов, которая является дилерским стандартом. Поэтому часто «серые» сервисы идут на демпинг, минимизацию наценки на запчасти. По законам экономики это эффективная мера получения клиентов на старт-апе бизнеса, но через некоторое время приходит понимание того, что с такими ценами работать невозможно. В результате происходит планомерное повышение стоимости, увеличение норм времени на работы. Часто клиенты этого не замечают и продолжают по инерции там обслуживаться. У дилерских сервисов между тем есть очевидное преимущество – это достаточное количество оборотных средств, которые позволяют учить специалистов, приобретать специнструмент и оборудование, держать на высоте уровень зарплат ценных кадров и, главное, поддерживать качественный локальный склад запчастей, чтобы обслуживать клиента в день его обращения.

Что будет с львиной долей оте-чественных авто на дорогах России?
– К сожалению, эта доля неуклонно будет уменьшаться. Рано или поздно отечественный автопром должен стать жертвой разворачивающейся жестокой борьбы в сегменте автомобилей стоимостью до 500 тыс. рублей. Качественные, актуальные и конкурентные автомобили более дорогих сегментов собственных разработок в нашей стране производить невозможно. Причина тому – свой собственный, российский путь развития отечественного автопрома, в корне отличающегося от успешного пути развития автопрома Южной Кореи и Китая.
 

Поделиться:
Все новости компаний