Газета
 24 января 2011, 13:20   1181

Новый канон

Музей современного искусства PERMM начал год с выставки для умных.

Так получилось, что два года назад пермяки начали знакомство с современным искусством с самых несложных его форм. Определение «несложный» в этом случае относится не к работе художников, а к возможности восприятия их произведений неподготовленным зрителем, никогда ранее с подобным искусством не сталкивавшимся. Музей PERMM старался учитывать сложившиеся вкусы жителей города, и это сыграло не последнюю роль в феноменальном успехе «Русского бедного» и достаточно большом интересе пермяков к последующим выставкам.
Выставка «Предельно/Конкретно. Новый канон», которая работает сейчас в Речном вокзале, из этого ряда выпадает. Она не такая зрелищная и не такая интерактивная, как прошедшие до нее выставки, и требует большего внимания и определенных интеллектуальных усилий. Это выставка посвящена абстрактному искусству.
Это не означает, что выставка предназначена только для искусствоведов или художников, напротив, кураторы подобрали работы так, что составить представление о современном абстракционизме может каждый внимательный зритель.
Кураторы выставки «Предельно / Конкретно. Новый канон» Марат Гельман и Евгения Кикодзе решили найти ответы на вопросы: что такое язык модернизма, находят ли отклик у современных художников идеи модернизма начала прошлого века, имеет ли эта история развитие и продолжение. Вспомним, что в советские времена в нашей стране слово «абстракционизм» было просто ругательным.
«В 1987 году, когда я делал первую в своей жизни выставку, типография Союза художников Молдавии отказалась печатать буклет, так как в абстрактных работах углядела зашифрованный фашистский крест и еще какие-то масонские знаки, – вспоминает Марат Гельман, директор музея современного искусства PERMM. – При этом я не думаю, чтобы они лукавили, наверняка увидели. Так была настроена оптика художественных бонз».
До сих пор сохранился стереотип, что абстракционизм – удел художников, не владеющих необходимыми техническими навыками. Но это не так, и авторы, представленные на выставке в Речном вокзале, имеют за спиной мощный художественный бэкграунд.
Так, в первом зале размещен квадриптих известного российского художника и писателя Семена Файбисовича «Коша и кактус». Четыре полотна последовательно показывают, что в основе абстрактной живописи может быть совершенно конкретная предметная ситуация, взятая из жизни. Художник смотрит на окно, а затем закрывает глаза, и образ начинает меняться: сначала это темные переплетения рам с силуэтом кошки, затем синие квадраты на красном фоне и, наконец, размытые розоватые пятна, разделенные пробелами. На основании знакомого каждому эффекта художник показал процесс трансформации образа до абстракции.
Также интересно доказывают, что абстракция всегда имеет реальные корни, и картины Ивана Чуйкова из серии «Фрагменты открыток». Он использует художественный прием, который называется «блоу-ап» – максимальное увеличение. В центре его абстрактного полотна размещена маленькая открытка, увидеть которую можно только с очень близкого расстоянии. Подойдя поближе, понимаешь, что все непонятные фигуры и пятна – это многократно увеличенный фрагмент открытки с вполне конкретным изображением.
Абстракционизм, как современное художественное направление, на выставке представлен такими формами, как фотография, инсталляция и даже видеоарт. Художники Ирина Дрозд и Иван Плющ работают с кафельной плиткой, заставляя зрителя гадать: это настоящие разводы грязи и красок или специально созданный сложный рисунок?
Бело-красную монтажную ленту, которой обычно огораживают опасные места, использует вместо красок художник Светлана Шуваева. Смещенные геометрические узоры, получившиеся из намотанной слоями ленты, опасности не вызывают, а вызывают желание всматриваться в них.
Когда рассматриваешь картины на выставке, поначалу приходит ощущение, что художник просто шутит над зрителем. Но постепенно, вникая в этот язык, начинаешь понимать, что абстрактное искусство способно вызвать не менее сильный эмоциональный отклик, чем та же фигуративная живопись или пейзаж.

Поделиться:
Все новости компаний