Культура
  1. Культура
 20 декабря 2010, 13:20  

Стихи о Перми

Стихи о Перми
Фестиваль «СловоNova» постепенно приобретает пермские черты.

Первый фестиваль «Слово-Nova» прошел в Перми прошлой зимой. Это был год, когда на Пермь обрушилось огромное количество новых культурных форматов, каждый из которых в свою очередь содержал невероятно много культурных имен, смыслов, знаков и направлений. Но при этом организаторами (или катализаторами) всех этих новшеств были люди из московской команды, соответственно и наполнение было московским, российским или международным.
Фестиваль «СловоNova-2010» отличается прежде всего тем, что он приобрел отчетливые пермские черты. И более того, он включил в себя (но пока не объединил) и пермяков старшего поколения. Они собрались в Доме Смышляева на вечер «Пора замаливать стихи», посвященный памяти Алексея Решетова. Любой человек, мало-мальски знакомый с современными коллизиями культурного ландшафта Перми, оценит это не иначе, как прорыв.
«Мы обрадовались, когда к нам пришел Семен Ваксман и предложил провести этот вечер, – рассказывает Эдуард Бояков, один из организаторов фестиваля. – Но когда я заглянул в Дом Смышляева, то был удивлен – там сидело человек сто! И это были совершенно другие люди, не те, которые составляют нашу основную публику».
Основную публику фестиваля составляли поэты, молодежь и студенты.
Поэтов было 60, в Пермь они приехали из Екатеринбурга, Челябинска, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и других городов.
Всего же на восьми площадках фестиваля прошло более 30 событий: лекции, читки поэтов, видеолаборатория, мастер-классы, музыкальные концерты, поэтические спектакли.
По словам Эдуарда Боякова, прошедший фестиваль открыл в Перми совершенно новые места, где могут жить стихи. Оказывается, в баре «Гвоздь» публика хорошо принимает не только музыкантов, но и поэтов, тем более если они участники слэма и соревнуются между собой. Кстати, в «Гвозде» прошел всероссийский финал этого поэтического соревнования.
При подготовке к фестивалю этого года его идеолог Эдуард Бояков заявлял, что главный посыл « СловоNova» – это обретение нашим городом своего поэта. Для этого и предназначались две премии, но – не случилось.
Премию «Nova», предназначенную для тех, кто только нащупал свою поэтическую интонацию, получил 25-летний поэт из Красноярска Артур Матвеев. Он получит возможность издать свою книгу стихов. Как рассказал победитель, стихи он пишет уже десять лет, из классиков примером для него являются Александр Сергеевич Пушкин, из зарубежных – Верлен и Рембо.
Премию «Слово» для тех, кто уже сказал свое в мире поэзии, по решению жюри получил Виталий Кальпиди. На вручении премии он произнес речь: «Хочу сказать, что меня волнует. Первое – что люди, пишущие стихи, прозу, картины, не становятся лучше, а люди, которые приходят слушать стихи, собираются вместе, чтобы побыть в одиночестве. Поэтический язык не соединяет, а разъединяет людей. Лирическое слово, идущее из тишины в молчание, думает, что учит нас языку ангелов – что вряд ли. И любовь тут ни при чем, поскольку Любовь – это выдумка Бога, а ноу-хау человека – это нежность, суть такая наиболее честная, наиболее необратимая, нежели любовь. Вот это все меня волнует. Что касается премии, то, как сказал Александр Македонский, увидев у себя в тылу конницу – «Ого, какая приятная неожиданность!».
Виталию Кальпиди вполне можно было присваивать титул «лицо фестиваля», за три дня он был участником многих форматов и читок, стал победителем, его произведения легли в основу заключительного мероприятия фестиваля – спектакля «Стихи о Перми».
Опыт поэтических спектак-лей, а точнее, их восприятия у просвещенной пермской публики есть. В прошлом году «Сцена-Молот» поставила три спектакля по стихам московских поэтесс Веры Полозковой, Веры Павловой, Елены Фанайловой. Но для того, чтобы сделать поэтическую постановку «на местном материале», требовалась определенная смелость. Кроме Виталия Кальпиди для постановки «Стихи о Перми» были отобраны произведения Игоря Богданова, Вячеслава Ракова, Владислава Дрожащих, Антона Колобянина, Владимира Лаврентьева.
Все эти поэты – мужчины, но читать их стихи на сцену вышли «три сестры«, с ретро-прическами и в длинных платьях. Мужчины тоже были, они выносили на сцену большие фанерные чемоданы, садились на них, создавая вокзальное настроение и чеканя стихотворные строки. Видеоряд, состоящий из фотографий Андрея Безукладникова с видами Перми середины прошлого века, способствовал полному смещению временных пластов. Скорее всего, режиссеры спектакля Дамир Салимзянов и Оксана Чугунова добивались именно этого эффекта, подчеркивая, что это не сегодняшняя Пермь. Весь поэтический посыл спектакля был проникнут острым желанием покинуть этот город, который Вячеслав Раков называет «Пермь – человечья нора» и про который Владимир Лаврентьев говорит «Как всегда, «гутен» все в нашем морге...». Но одновременно стихотворные строфы давали понять, что, сколько ни обманывай себя, повторяя «В Москву! В Москву!», вряд ли удастся разорвать эту болезненную связь города и поэта. Да и в самом деле – уехал из Перми один Виталий Кальпиди.
В конце спектакля режиссеры дали свое видение развития событий, показав, что сделал с легендарными сестрами кальпидиевский «Город-мужчина, двусмысленно названный «наша красавица Пермь». Все «три сестры» вышли на сцену… беременными. Беременны они новыми стихами? Или новыми поэтами? Об этом мы узнаем через год на «СловоNova-2011».

Все новости компаний