Газета
 20 декабря 2010, 13:20   1461

«Сидеть на денежных потоках готовы все»

«Сидеть на денежных потоках готовы все»
Исполнительный директор ООО «Пермская сетевая компания» Артем Голобоков – о новой идеологии ресурсоснабжающих организаций, установке приборов учета тепла и своем опыте работы в соседнем регионе.

Артем Валерьевич, чем было продиктовано решение занять пост исполнительного директора Пермской сетевой компании, ведь Пермь считается далеко не благополучным городом из-за огромной дебиторской задолженности населения перед энергетиками?
– Пермь действительно лидирует в России по объему дебиторской задолженности, этот печальный факт зафиксирован статистикой. Тем не менее, когда мне сделали предложение возглавить ПСК, я ни минуты не колебался, потому что при любой работе самое главное – возможность получения нового опыта. Пермь – это нормальный управленческий проект, я пришел сюда, чтобы обобщить знания, полученные в других регионах, и поработать с оптимизацией схемы и системы теплоснабжения. Ключевым фактором на сегодняшний момент является модернизация, которая должна коснуться как системы управления тепловым бизнесом и существующих договорных конструкций, так и технических, схемных решений. Немало средств и сил уйдет на борьбу с последствиями сложившейся ситуации и на решение вопроса о дальнейшем развитии системы теплоснабжения.
Какие первые решения были приняты Вами на новой должности?
– В Перми я пока проработал сравнительно недолго, чуть больше полумесяца, но с самого начала придерживаюсь системного подхода. Уже запущены процессы управления некоторыми проектами, на мой взгляд, они позволят сделать систему теплоснабжения более контролируемой и начать реализацию инвестиционных программ в приемлемом объеме. В итоге энергетики должны получать свои деньги, а добросовестные потребители перестанут страдать от действий управляющих организаций, которые взяли на себя обязанность обеспечивать жилой фонд коммунальными услугами, но при этом большей частью занимаются распределением денежных потоков.
Каким образом можно будет оценить качество работы Пермской сетевой компании?
– Самый лучший показатель работы любой ресурсоснабжающей организации – это когда ее не видно, отсутствует всякого рода негатив и обсуждение касается в основном того, что сделано или будет сделано в среднесрочном и долгосрочном периодах. Проше говоря, всем тепло, и отопительный период проходит без скандалов, аварий и сбоев.
У Вас все-таки есть взгляд со стороны на сложившуюся в Перми ситуацию с неплатежами, невозможно ведь во всем винить только управляющие компании. В чем причина непрекращающегося роста дебиторской задолженности?
– Неправильно было бы утверждать, что в Перми сконцентрировано какое-то зло в виде жилищных организаций. Конечно, нет. Причин много, они не только в личностях и позиции, занимаемой руководителями отдельных управляющих компаний, но и в тех шагах, которые мы как ресурсоснабжающая организация вовремя не предприняли. Я могу об этом говорить, потому что работал в другой системе, где оплачивается 100 % потребленной тепловой энергии. Еще одна причина – несовершенство законодательной базы. Это признают даже те, кто работает над ее созданием. Различные законные и подзаконные акты часто содержат взаимо-исключающие положения и создают почву для многочисленных злоупотреблений.
Другое дело, что треть жилого фонда Перми контролируется группой управляющих компаний, аффилированных одному лицу. Это ненормально, так как данное объединение действует не на принципах саморегулируемой организации, а фактически является одной большой УК. Но сейчас им на смену уже готовы приходить настоящие СРО, и стабилизация рынка во многом будет зависеть от активной позиции жителей.
Насколько, на Ваш взгляд, развита система теплоснабжения в Перми?
– Здесь она практически не менялась, и многие схемные решения были приняты в 60–70-х годах. Эта система не позволяет качественно оказывать коммунальные услуги. Сейчас я знакомлюсь с состоянием жилого фонда и внутридомовых коммуникаций, за которые непонятно кто отвечает. Очень печально, но можно констатировать тот факт, что все запущено, над реновацией системы теплоснабжения никто не работает и, как я вижу, не собирается. Такой позиции придерживается большинство пермских жилищных организаций, которые даже в перспективе не имеют намерений улучшать качество коммунальных услуг. Если ситуация сохранится, то рано или поздно она вызовет негативную реакцию со стороны населения и приведет к росту неплатежей.
Вы сказали о необходимости модернизации отношений с управляющими компаниями, в чем, на Ваш взгляд, она должна заключаться?
– Старая идеология «Отпускай больше – получишь больше» уже не работает. Очевидно, что всем участникам рынка нужно выстраивать прозрачные отношения, в которых понятно, кто и за что платит. Достижение этого возможно только за счет установки приборов учета. Договор с жилищными организациями должен быть достаточно простой: отгрузил – взвесил – заплатил.
Готовы ли, на Ваш взгляд, к такой идеологии жилищные компании?
– Некоторые из УК уже начали выстраивать с нами партнерские отношения. Но сейчас, пока есть денежные потоки, которыми безнаказанно можно пользоваться по собственному усмотрению, системе ЖКХ становиться прозрачной очень невыгодно. Тем не менее нужно понимать, что если деньги, предназначенные для оплаты энергоресурсов, попадают не туда, то все бухгалтерские убытки поставщиков закладываются в тарифы. Это приводит к тому, что ответственный квартиросъемщик платит не только за себя, но и за недобросовестного соседа. Эта ситуация усугубляется позицией жилищной организации, которая не только не работает с неблагонадежными собственниками жилья, а осложняет положение дел нецелевым использованием денег. В России все плохо с ответственностью. «Рулить» денежными потоками все мастера, а желающих готовить сети к зиме, реконструировать, модернизировать не найдете. Одна из самых главных бед, которые мы имеем со стороны наших абонентов, – это нежелание идти вперед и строить нормальные, адекватные отношения. Одним словом, бизнес в части предоставления коммунальных услуг ограничивается деятельностью по печатанию платежек, и имеет чрезвычайно низкий уровень ответственности за качество.
Насколько активно пермяки занимаются установкой приборов учета?
– По оперативной информации, не более 25 % всего жилого фонда Перми оснащено приборами учета. Это очень низкий показатель. По закону счетчики должны быть установлены везде до конца следующего года. Но уже сейчас идут разговоры о том, что правительство отложит исполнение этих обязательств еще на какое-то время, а значит, считают многие, можно и не торопиться. Тем не менее уже сейчас немало примеров, когда жилой фонд в других городах полностью оснащен приборами учета.
Есть ли в решении этой проблемы поддержка властей?
– В Перми действует программа софинасирования установки приборов учета, по которой 90 % расходов берет на себя муниципалитет и 10 % – население. А вот в Оренбурге население за это не платит ни копейки и даже не участвует в процессе. В Перми же на эти цели выделяется 70 млн рублей, этих денег едва хватит на четверть всего жилого фонда даже при установке самой простой техники. Для сравнения: в Оренбурге с населением 560 тысяч жителей на установку приборов учета ежегодно выделяется 120–130 млн рублей. Но и в Перми власти уже активно решают задачу установки приборов учета тепла, и этот проект – среди первых в России.
Управляющие компании тоже не слишком заинтересованы в установке приборов учета. С чем, на Ваш взгляд, связана их позиция?
– Без приборов учета проверить качество услуги нельзя. Если будет произведено полное оприборивание, будет много счастливых людей в домах, находящихся под управлением тех компаний, у которых жилой фонд находится в нормативном состоянии. Но будет и много несчастных. Были случаи, когда разница в потреблении теплоэнергии в двух рядом стоящих домах составляла 30 %. Например, в Оренбурге мы столк-
нулись с ситуацией, когда один дом потреблял теплоэнергию в соответствии с нормативами, а жители второго, оснащенного узлом учета, получили 13-ю квитанцию, и им пришлось доплачивать сумму в размере двухмесячного потребления. Естественно, причина крылась в состоянии жилого фонда. И такие случаи не будут редкостью в домах, имеющих статус ветхих или близких к этому состоянию.
Тем не менее если приборы показывают, что потребляется больше ресурсов, то эта информация тоже полезна для жильца. Есть масса мероприятий, которые позволяют сокращать потребление энергоресурсов от 15 до 40 %. До тех пор, пока у всех не появятся приборы учета и жилец не будет знать, что у него происходит, механизм энергосбережения не заработает.
УК сообщили о якобы намеренном снижении теплоносителя со стороны ПСК, из-за чего в квартирах пермяков стало прохладнее, чем прошлой зимой. Поясните ситуацию.
– Действительно, ряд управляющих организаций настоял на снижении температуры подаваемого теплоносителя с расчетом, чтобы температура в квартирах пермяков точно соответствовала утвержденному нормативу – плюс 18 градусов по Цельсию, в угловых комнатах – плюс 22 градуса. Цель преследовалась благая – чтобы жители оплачивали именно тот объем тепла, что им поставлен. Но в итоге, ввиду некачественной подготовки внутридомовых сетей самими УК, часть пермяков ощутила более значительное понижение – вплоть до плюс 16 градусов. Причины те же – не промыты стояки, не утеплены подвалы, не застеклены окна в подъездах. В итоге УК, пытаясь сэкономить на «вилке», не заботятся при этом о комфорте граждан и фактически не компетентны в управлении жилым фондом.
 

Поделиться:
Все новости компаний