Газета
 29 ноября 2010, 13:20   1144

«Разве у Перми есть сюжет?»

«Разве у Перми есть сюжет?»
С 10-го по 12 декабря в Перми состоится поэтический фестиваль «СловоNova». Финальным событием мероприятия станет спектакль «Стихи о Перми», работой над которым занимается пермский режиссер Оксана Чугунова. Для «Сцены-Молот», где состоится премьера постановки, – это прецедент: спектакль пермского режиссера впервые имеет шанс попасть в репертуар театра. Оксана Чугунова рассуждает о бессюжетной Перми, пермских поэтах и прогрессе «Сцены-Молот».

На какой стадии находится работа над спектаклем?
– Можно сказать, что на начальной. Пока что у него есть только рабочее название «Стихи о Перми». Подобраны актеры, текстовый материал. Основная часть труда приходится на «переваривание» стихотворений. Все они написаны пермскими авторами или авторами, начавшими свой творческий путь в нашем городе, – Виталием Кальпиди, Вячеславом Раковым, Владимиром Лаврентьевым, Александром Старовойтовым и другими. Все тексты сложные, «многослойные», с непростыми рифмами – одним словом, очень напоминают Пермь. Из текстов формируется пьеса, или, скорее, поэма. Для меня большинство авторов стали открытием, и в этом смысле я нахожусь в одинаковом положении с актерами – мы заново «рассматриваем» Пермь сквозь призму художественного взгляда на нее. Быть первопроходцами нелегко, и наша главная задача – доказать будущим зрителям свою компетенцию в этом деле. Зрителям в свою очередь предстоит подготовиться к тому, что их взору предстанет не та Пермь, к которой они привыкли, – без рекламных слоганов, велеречивых рассуждений об особой миссии уральской провинции и других культурных «брендов». Мы представим Пермь как переживание, эмоцию, пространство ни на что не похожей жизни.

Почему в качестве формы повествования о городе выбрана именно поэзия?
– Каждое стихотворение – это крохотная пьеса, которая иногда способна заместить собой классические многостраничные драматургические тексты. То есть спектакль ставится на основе нескольких десятков пьес, каждая из которых, как полагается, содержит зачин, кульминацию, развязку, контекст и итоговый смысл. В этом преимущество спектакля, но и главная, ключевая сложность: каждую такую пьесу нужно осмыслить, пережить и, главное, правильно воплотить сценически. Более того, стихотворение является как бы моноспектаклем, где актер берет на себя всю полноту художественной ответственности – он и главное действующее лицо, и рассказчик, и двигатель сюжета. Проблема еще и в том, что эти моноспектакли нужно связать воедино с тем, чтобы они не выглядели просто конкурсом чтецов и разрозненными текстами. Только это сможет гарантировать целостное зрительское восприятие и понимание главного посыла.

Будет ли у спектакля сюжетная композиция?
– В классическом понимании – нет. А разве у Перми есть сюжет? Если только исторический. В остальном она разрозненна и в этой разрозненности прекрасна. «Стихи о Перми» – отражение бессюжетности моего города, но в то же время – констатация разницы его понимания. И не только понимания разными людьми, но и одним отдельно взятым человеком, ведь каждый из нас в разные периоды своей жизни ощущает Пермь по-разному. Соответственно, и спектакль будет состоять из нескольких поэтических блоков, или глав, каждая из которых характеризует город по-новому. Для кого-то Пермь – это неизбывное желание бегства к лучшей доле, для другого – воспоминание об утраченном шарме промышленного городка, где все знали всех, и Кама была теплее, и небо безграничнее, для третьего – непрекращающийся процесс внутреннего катарсиса, постоянного обновления и стремления к постоянству. Найдется место и Перми позитивной, где всегда отыщется первая любовь, красота набережных пейзажей и преданность горожан этому не самому гостеприимному и суровому краю. Наконец, не обойдется без лирики, поиска прекрасного в обыденных вещах: шумных соседях, дешевом пломбире, советской топонимике. Если честно, сначала я была поражена превалированием негатива в пермской поэзии, но затем сумела научиться обнаруживать истинный базис под тяжеловесной мрачноватой конструкцией. Оказалось, что поэты, люди одновременно критически настроенные и влюбчивые, умеют мастерски маскировать свои чувства налетом скепсиса. В любом случае они все равно остаются пермяками.

В чем особенность этого спектакля в контексте «Сцены-Молот»?
– Фактически импортированный из Москвы самый молодой театр Перми долгое время оставался именно московским. Привлечение пермяков началось с их участия в активной фестивальной деятельности театра. То, что происходит сейчас, когда пермские актеры получают в постановках ведущие роли и к сотрудничеству привлекаются местные режиссеры, видится мне закономерным процессом. «Сцена-Молот» адаптируется под Пермь, окончательно делается ее культурной составляющей. Стать первым пермским режиссером, чей спектакль войдет в репертуарную часть театра, – это очень почетно, но пока решение об этом не принято, могу сказать, что я довольна предоставленным шансом рассказать пермякам об их родном городе что-то, о чем они не догадывались.

Поделиться:
Все новости компаний