Газета
 15 ноября 2010, 13:20   874

Куда движемся?

Куда движемся?
Стимулирование перевозчиков к покупке низкопольных автобусов, увеличение трамвайного парка, обновление существующей системы остановок – руководители транспортной отрасли города рассказали, какова логика происходящих в ней изменений. По мнению экспертов, поставленные цели отвечают требованиям времени. Промежуточные результаты оцениваются положительно, но и с «пожеланием» на будущее.

Тема транспорта для Перми весьма актуальная и никогда не была особо легкой. Дело не только в том, что Пермь входит в число крупнейших городов России. Она при этом занимает третье место (после Санкт-Петербурга и Сочи) по протяженности. Ежедневно в столице Прикамья перевозится около 850 тысяч пассажиров. Требования современного пассажира сегодня выше, чем раньше: горожанину важно не только иметь возможность доехать на общественном транспорте  из пункта А в пункт Б, но сделать это с комфортом.
Действия городской власти сегодня во многом подчинены логике Генерального плана, который ставит такую задачу развития транспорта: повысить объем перевозок общественным транспортом, поскольку он гораздо более эффективный, чем частные автомобили с точки зрения организации потоков. И одновременно сделать городской транспорт в такой степени комфортным и безопасным, чтобы он стал привлекателен и для владельцев частных авто.
В департаменте дорог и транспорта администрации Перми, который и определяет «правила игры» в транспортной отрасли, рассказали о том, что уже достигнуто из озвученных целей.
В первую очередь серьезно обновлен подвижной состав, закуплено большое количество новой, современной и безопасной техники – автобусов, трамваев и троллейбусов.
Лучше больше и лучше. Так, по программе софинансирования закуплено 33 новых троллейбуса, которые уже вышли на 1-й, 3-й и 5-й маршруты. В следующем году по этой программе город получит еще партию техники.
Вся закупаемая техника низкопольная, что существенно облегчает пользование транспортом для людей с ограниченными физическими возможностями. По словам исполняющего обязанности начальника департамента дорог и транспорта администрации Перми Ростислава Дорошенко, сейчас доля низкопольных автобусов в городе достигла 30 %: среди них 150 новых белорусских МАЗов, 50 ЛиАЗов. Кроме того, перевозчики закупают подержанную иностранную технику, тем не менее она достаточно высокого качества и не старше 1997 года выпуска. «Средний возраст эксплуатируемой техники обновился на 4 года. Перед нами стоят важные социальные задачи. Поэтому во всех конкурсах мы отдаем приоритет перевозчикам, использующим низкопольную и более новую технику», – поделился Ростислав Дорошенко.
Еще одним важным недавним нововведением стала организация трех новых автобусных маршрутов: 28-го, 33-го и 78-го. «Мы постарались задействовать новые участки уличной дорожной сети, например на улице Революции. Важно, что новые маршруты не дублируют существующие. Отзывы пассажиров о новых маршрутах носят положительный характер», – сообщил Ростислав Дорошенко.
«Рогатый» транспорт – в приоритете. Но, пожалуй, наибольшее внимание уделяется городским трамваям. По инициативе мэра Игоря Шубина принята программа «Пермский трамвай». На ее реализацию планируется выделять порядка 120 млн рублей в 2012-м и 2013 годах.
Как рассказал Ростислав Дорошенко, большая часть средств пойдет на обновление подвижного состава. «Это самая объемная статья расходов. Будут приобретены новые низкопольные вагоны, удобные для людей с ограниченными физическими возможностями. Программой «Пермский трамвай» предусмотрен также целый комплекс мер, прежде всего оборудование остановочных пунктов. Планируется установка табло с расписанием и светофоров с приоритетом движения для трамваев. Кроме того, мы сотрудничаем с ГИБДД для выстраивания системы по информированию о ДТП на путях, которые мешают трамвайному движению», – сообщил г-н Дорошенко. Результатом этого должно стать увеличение доли пассажиров, перевозимых электротранспортом с нынешних 17 % до 25 % к 2015 году.
Доцент кафедры экономической географии ПГУ Сергей Меркушев отмечает, что Пермь – один из немногих городов, где приоритет отдается электрическому транспорту, как самому экологичному. «Например, в таких городах, как Ульяновск, Самара, Воронеж, сейчас демонтируется часть трамвайных путей, закрываются маршруты», – рассказал ученый.


2-50-25-50 – единая телефонная линия, созданная для оперативного контроля над деятельностью перевозчиков, работающих на маршрутах общественного пассажирского транспорта.

В этом году начата эксплуатация 3-х новых трамваев с низким расположением пола. Это модели из Екатеринбурга, Минска и Усть-Катава. Поставлена задача до конца следующего года приобрести 45 низкопольных трамваев. Они будут закуплены на основании опыта использования новых моделей. Сейчас техника оценивается по многим параметрам. «Мы уже получаем много отзывов о новых трамваях от пассажиров. В основном жители отзываются положительно, отмечают мягкий разгон и ход, отсутствие тряски на стыках рельсов, а также широкие двери, хорошее освещение и наличие кондиционеров в салонах», – говорит Ростислав Дорошенко.
По словам ведущего специалиста Пермской краевой организации Всероссийского общества инвалидов Розы Аксиленко, подобный транспорт крайне необходим, и очень важно, что он сейчас закупается в больших объемах: «Хорошо, что общественный транспорт стал более доступным для людей с ограниченными физическими возможностями». В обществе инвалидов отметили, что в городе уже очень много сделано, и считают, что следующим шагом должно стать формирование у водителей привычки более внимательно относиться к инвалидам. Поскольку иногда они останавливаются далеко от посадочных платформ, что осложняет посадку в транспорт для людей в инвалидных колясках.
Остановки – по всем требованиям. Существенные обновления предусмотрены и для остановочной сети. В этом году будет установлено 200 новых остановочных павильонов: 100 – в центральной части города и столько же – в отдаленных районах. Обустройство и ремонт предусмотрен для уже существующих остановок. Здесь также учтены мнения инвалидов – планируется создание пандусов, более ярких названий остановочных пунктов, прозрачных стенок против хода движения, чтобы слабовидящие люди видели приближающийся транспорт. Для удобства водителей и кондукторов на конечных остановках устанавливаются биотуалеты. По словам г-на Дорошенко, все конкурсные процедуры, по определению исполнителей работ, уже проведены. «Сейчас проект находится в стадии реализации. До конца ноября мы планируем завершить все работы», – рассказал он.
Вежливость как критерий качества. В департаменте отмечают, что ведомством проводится серьезная работа по повышению качества обслуживания. С 1 октября вступили в силу новые изменения в постановление о субсидировании перевозчиков: проводится оценка качества работы, и она влияет на расторжение договоров с перевозчиками. «Учитывается множество критериев, и в конце месяца выставляется оценка. Если она ниже заданного уровня, то мы вправе расторгнуть договор», – поясняет Ростислав Дорошенко.
В целом эксперты отмечают, что сфера общественного транспорта в Перми находится в стадии стабильного роста. Как рассказал «bc» начальник отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Александр Ковалев, за 9 месяцев текущего года в городе перевезено 280,4 млн человек, что на 7,7 % выше, чем за аналогичный период 2009 года. Пассажирооборот за указанный период составил 3 млрд 128 млн пассажиро-километров (на 13,7 % выше, чем за третий квартал 2009 года). На 17 % вырос показатель выполнения рейсов. При этом аварийность с участием общественного транспорта в Перми одна из самых низких и продолжает снижаться. Более подробную статистику можно посмотреть в таблице.
Существующие недостатки в работе городского пассажирского транспорта помогает отслеживать и исправлять горячая линия департамента. Пассажир может рассказать о какой-то проблеме, оставить жалобу. «На основании звонков жителей мы вызываем перевозчиков, заставляем дать объяснение, исправлять недочеты. В основном люди жалуются на культуру предоставления услуг. Маршрутная сеть в городе хорошо развита, и на то, что тяжело доехать в определенные районы, жалобы единичны», – сообщают в департаменте.

Куда движемся?

Поделиться:
Все новости компаний