Газета
 15 ноября 2010, 13:20   1167

Договориться по-хорошему

Договориться по-хорошему
Пермское банковское сообщество обсуждает создание в крае института банковского омбудсмена. Тратиться на специалиста нового профиля придется и банкирам.
Автор: Кирилл Перов

Эксперты и участники пермского рынка банковских услуг, собравшиеся 10 ноября на круглом столе, организаторами которого стали Главное управление Банка России по Пермскому краю, ассоциация региональных банков «Россия» и консалтинговая компания OST-EURO, сошлись во мнении, что Пермский край на сегодняшний день готов к появлению банковского омбудсмена.
С точки зрения ассоциации региональных банков «Россия», которую на встрече озвучил ее вице-президент Олег Иванов, оптимальным решением для нашей страны будет создание такого института на основании Федерального закона. Для этой цели ассоциация предлагает использовать уже принятый закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров (процедуре медиации)» или специальный документ, проект которого уже разработан и проходит стадию согласования. По мнению Олега Иванова, деятельность омбудсменов будет выгодна и банку, и клиенту, и судебной системе.
Олег Иванов:
– Учреждение банковского омбудсмена позволит снизить напряженность и недоверие во взаимоотношениях банков и клиентов, повысить уровень финансовой грамотности населения и дополнительно защитить права клиентов банка. Что касается банков, то их преимущества от появления омбудсмена очевидны. Во-первых, это экономия на судебных издержках: так, оценочная стоимость производства по делу у омбудсмена не превышает 2 тыс. руб-лей, а в гражданском судопроизводстве она достигает 10 тыс. рублей и более. Во-вторых, снижение числа обращений от надзорных и контролирующих органов. Кроме того, финансово-кредитные организации смогут улучшить свою репутацию и маркетинговую политику.
Это подтверждает доктор Йоханнес Энгельс, руководитель международного департамента Федерального ведомства финансового надзора ФРГ. По его словам, даже в Германии, жители которой весьма искушены в финансовых услугах, количество жалоб к омбудсмену ежегодно увеличивается: в 2009 году их поступило более 6 тысяч. В результате более тысячи споров были решены в пользу клиентов банков или сведены к компромиссу сторон.
Участники прошедшего круглого стола считают, что появление банковского омбудсмена посодействует решению проблем граждан. Иосиф Ясинский, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, рассказал, что в 2010 году в ведомство поступило 153 обращения против 61 в 2009 году. По его мнению, банки сегодня не идут навстречу клиентам и продолжают не соблюдать права потребителей, например, не информируя их обо всех условиях кредитования и вводя различные комиссии за открытие, ведение ссудного счета. По словам Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Татьяны Марголиной, к ней регулярно поступают обращения жителей региона, связанные с вопросами банковского обслуживания, которые не входят в сферу ее компетенции.
Татьяна Марголина:
– Уже сейчас Пермский государственный университет готовит медиаторов, которые близки по специфике своей деятельности к омбудсменам. И если пермскому банковскому сообществу необходим этот институт, то банки могут сделать соответствующий заказ на профильных специалистов.
Участники встречи из числа представителей кредитных организаций благосклонно отнеслись к предложенной инициативе. Наталья Мельник, вице-президент Восточного экспресс банка и председатель Пермского банковского союза, заявила, что поддержит идею о создании банковского омбудсмена в Пермском крае. Однако, по ее мнению, учитывая, что в регионе лишь 5 самостоятельных организаций и более 60 инорегиональных филиалов, вопрос его функционирования будет достаточно сложно решить. На что Алексей Моночков, начальник ГУ Банка России по Пермскому краю, заметил, что в таком случае 5 банкам проще сесть за стол переговоров и прийти к единому мнению.
Алексей Моночков:
– Этот круглый стол продолжает работу, которую мы начали в уходящем году совместно с инициативной группой участников банковского рынка Пермского края. С точки зрения регулятора рынка, главная цель таких встреч – формирование активного и ответственного сообщества профессиональных участников рынка в регионе, основанного на понимании общности интересов и способов их реализации.

Справка «bc»
Банковский омбудсмен – это институт внесудебного разрешения споров между банками и их клиентами – физическими лицами.
По данным ассоциации «Россия», ожидается, что в 2010 году в российские суды различного уровня будет подано около 40 тысяч исков клиентов к кредитным организациям. Сумма исков при этом в подавляющем большинстве случаев не превышает 50–100 тыс. рублей. При этом разбирательства могут длиться от нескольких месяцев до 2–3 лет.
 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний