Газета
 08 ноября 2010, 13:20   1115

Сговорчивый бизнес

Сговорчивый бизнес
Пермское УФАС продолжает бороться со сговорами среди предпринимателей. Эксперты считают, что компании провоцирует сама система.
Автор: Кирилл Перов

В течение 2009-го – 2010 года Пермским УФАС было рассмотрено 8 дел, которые касались сговоров между предпринимателями при проведении открытых аукционов. Кроме того, в октябре-ноябре запланировано вынесение решения еще по 4-м аналогичным эпизодам. По мнению экспертов, в общем объеме госзакупок в Пермском крае такое количество дел крайне мало, а реальное количество сговоров гораздо больше.
Стоит отметить, что сфера государственного и муниципального заказа довольно обширна,а количество выделяемых бюджетных средств в общероссийском масштабе исчисляется триллионами рублей. Для предпринимателей участие и победа в открытых аукционах на оказание услуг государственным структурам и учреждениям становится надежным источником дохода.
Например, согласно официальной информации, начальная цена государственного контракта на выполнение ремонтных работ в зданиях лечебного корпуса, столовой-пищеблока, аптеки-рентгена и администрации в целях выполнения противопожарных предписаний и приведения в нормативное состояние помещений краевого санатория № 1 для больных туберкулезом составляет более 7 млн 900 рублей. В целом цена на подобные услуги начинается в пределах от 3 до 5 млн рублей.
Как заявляют в УФАС, предприниматели идут на сговор с целью поддержания цены государственного или муниципального контракта, разделения лотов между собой и, в дальнейшем, получения незаконных доходов. По мнению экспертов «bc», к сговору компании подталкивает и существующая система организации и контроля госзакупок. Руководитель направления «Мониторинг деятельности органов исполнительной власти» центра «ГРАНИ», кандидат политологических наук Константин Сулимов отмечает, что «риск быть пойманным за сговор не так велик, а премия, которую получить предприниматель в результате такой деятельности, гораздо выше».
«На сегодняшний день при проведении открытых аукционов можно выделить две крайности. Первая касается так называемой управленческой страховки, то есть когда руководитель госучреждения, которое является заказчиком на проведение тех или иных работ, четко представляет, с кем из участников рынка он хотел бы иметь дело и кто может оказать ему услугу в полном объеме. Таким компаниям создаются искусственные преференции при проведении аукционов и запросов котировок. Другая крайность – это появление на рынке «юристов с портфелями», то есть предпринимателей, активно участвующих в конкурсах, умеющих в них побеждать, которые затем фактически перепродают право на выполнение государственного заказа другой компании, способной оказать те или иные услуги», – поделился с «bc» г-н Сулимов.
Согласно данным Пермского УФАС, сговоры существуют во всех сферах. В частности, антимонопольщики выявляли их в дорожном строительстве, лесной промышленности, при поставках медицинской техники и продуктов питания. При этом ни предпринимателей, ни заказчиков не пугает возможная ответственность. В соответствии со ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях участники сговора, юридические лица, могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа в размере от 1 до 15 % годовой выручки предприятия (но не менее 100 тыс. рублей). К должностным лицам могут быть применены штрафы в размере от 20 тыс. до 50 тыс. рублей либо дисквалификация на срок до 3-х лет или даже уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком до 7 лет.
Последние дела, возбужденные Пермским УФАС 6 октября 2010 года, касаются сговора участников нескольких аукционов, проведенных ГУЗ «Краевой противотуберкулезный диспансер № 5», ГУЗ «Краевой санаторий для больных туберкулезом № 1», ГКОУ «Детский дом № 3» г. Перми, ГКСУСОН «Гремячинский психоневрологический интернат», ГОУ СПО «Пермский краевой колледж «Оникс» и ГСУВУЗТ «Теплогорская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» в августе 2010 года. Все конкурсные процедуры касались осуществления ремонта в помещениях, принадлежащих организациям. При этом найти контакты большинства компаний, которые приняли участие в аукционах, практически не представляется возможным. Фирмы не представлены в Интернете и не внесены в основные справочные системы Перми.
При всех изъянах существующей структуры эксперты сходятся во мнении, что практически невозможно создать идеальную систему госзакупок. Факторов, влияющих на ситуацию, можно выделить достаточно много. Среди них необходимость создания максимально прозрачной системы организации государственных закупок и контроля над их выполнением и, кроме того, постепенное создание на рынке здоровой конкурентной среды. По мнению г-на Сулимова, глубинная причина сговора носит не криминальный характер, а кроется в общей разбалансированности системы управления.
 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний