Газета
 01 ноября 2010, 13:20   1763

Красные человечки

Красные человечки
Компании, связанные с дизайном, и Пермское отделение Союза дизайнеров России в голос говорят, что отрасль переживает тяжелые времена. В ПЦРД их беспокойства не разделяют и приглашают всех к сотрудничеству.
Автор: Кирилл Перов

В середине октября этого года в выставочном центре «Пермская ярмарка» одновременно прошли две выставки: «Интерьер. Декор. Мебель – 2010» и «Загородный дом. Ландшафтный дизайн – 2010». Количество участников – 157 – видимо должно было наглядно показать: в сфере дизайна кризис закончился. Однако большинство компаний пришли на выставку именно для того, чтобы продвинуть свою продукцию, а об окончании кризиса пока, по их мнению, говорить преждевременно.
Выбираясь из капкана. По словам председателя правления Пермского отделения Союза дизайнеров России Геннадия Сорокина, дизайнеры «попали в некий кризисный капкан и сейчас пытаются из него выкарабкаться».
«Если раньше клиенты заказывали интерьеры, ландшафтный дизайн и работа фактически велась по всем направлениям, то теперь ситуация несколько иная. Вообще, члены Пермского отделения Союза дизайнеров России готовы работать по 15 направлениям, начиная от одежды и заканчивая промышленным дизайном. По общению со своими коллегами я понимаю, что им сейчас тяжело», – отмечает г-н Сорокин.
Среди кризисных тенденций г-н Сорокин выделяет отток специалистов из сферы промышленного дизайна. «Предприятия закрывались, приостанавливался выпуск той или иной продукции. Многие специалисты уходили из этой сферы и переходили в архитектуру или дизайн среды. Так, сейчас наблюдается всплеск интереса к дизайну интерьеров», – поделился с «bc» глава Пермского отделения.
Если эконом-сегмент чувствовал себя в «интересное время» 2008–2009 годов относительно уверенно, то премиум-сегмент вынужден был фактически бороться за выживание. Как рассказал «bc» представитель в Перми немецкой компании «Раумплюс», которая специализируется на производстве мебели под заказ, Константин Субботин, «кризис ударил очень сильно и самый пиковый момент пришелся, как ни странно, на январь – июль 2010-го. Только сейчас наблюдается возрождение спроса». Однако переориентироваться на другие сегменты рынка в компании не стали. «В Перми бренд представлен уже 7 лет, в феврале 2010 года был открыт фирменный салон «Раумплюс». У компании большой ассортимент, но производство находится в городе Бремен, и поэтому сама по себе мебель дешевой быть не может», – отмечает г-н Субботин.
Тоже пострадавшие. Похожая ситуация сложилась и в других отраслях дизайна. Так, фактически начали возрождаться фирмы, занимающиеся обустройством ландшафта, – интерес к этой сфере вновь начал проявляться с весны этого года. Руководитель фирмы «Велес» Василий Белов поделился с «bc», что в 2009 году из-за отсутствия работы был вынужден распустить сотрудников компании. «Сейчас у нас наблюдается рост заказов – людей на все объекты не хватает. Однако мы беремся буквально за все заказы», – рассказал «bc» г-н Белов. «Потихоньку этот бизнес начинает подниматься. Все больше территорий застраивается, и все больше людей обращается в ландшафтные фирмы», – также отмечает тенденцию представитель ООО НПФ «Ландшафт».
Констатирует появление спроса и г-н Сорокин: «В последнее время вновь стали появляться заказы от частных лиц. Касательно краевого и муниципального заказа, то он тоже присутствует, другой вопрос, что на эту сферу выделяется недостаточно средств. Тем не менее в Пермское отделение обращаются из разных городов Пермского края с заявками на разработку проектов благоустройства, организации мемориалов, парков и скверов». Однако, по словам г-на Сорокина, сегодня дизайнерам можно только пожелать наличия каких бы то ни было клиентов, необязательно богатых. «Сейчас основная проблема заключается именно в выживании дела. Не стоит забывать, что дизайнерская профессия очень сложная, она требует больших временных затрат и особой работы с заказчиком», – делится г-н Сорокин.
Ряд компаний Прикамья в условиях кризиса начали осваивать рынок краевого центра. В частности, такая тенденция проявилась в сфере разработки и строительства деревянных домов. Как рассказала «bc» начальник отдела заказов фирмы «УралТерем», штаб-квартира которой расположена в Березниках, Ксения Буторина, в Перми компания представлена около года и ее выход на местный     рынок связан с поиском новых клиентов. «В Березниках одни клиенты, здесь заказчики совершенно другие. Если в Березниках мы заканчиваем строение под кровлю, то на пермском рынке стараемся работать под ключ. Стартовые инвестиции на запуск проекта в Перми составляют не очень большие деньги, но это при наличии своего налаженного производства и устойчивой клиентской базы в Березниках», – отмечает г-жа Буторина.
Другие опрошенные «bc» эксперты сходятся во мнении, что основной проблемой данной сферы является сезонность спроса на деревянные дома. При этом количество компаний, которые обещают «построить дом Вашей мечты», на рынке не так велико – их не больше 10, причем производственная база большинства находится в крае, а не в Перми. Сохраняется и общая тенденция, характерная и для других сфер дизайна, – более или менее устойчивый спрос на продукцию начал вновь появляться только с весны 2010 года.
ПЦРД и другие. Несколько другой взгляд на кризис в Пермском центре развития дизайна. Заместитель директора по направлению «Городская среда» Наиля Аллахвердиева замечает: «Очень правильный симптом – именно в условиях кризиса инвестировать в дизайн и  новые технологии, которые потом могут вытащить нас из него. Каждый рубль, который сейчас вложен в дизайн, обернется нашей конкурентоспособностью».
Стоит отметить, что ПЦРД занимает на рынке отдельную нишу. По словам г-жи Аллахвердиевой, «в первую очередь ПЦРД работает как государственное учреждение, и его основной заказчик – правительство края и муниципалитеты. Основное отличие от частных фирм в том, что он не тянет заказы на себя, а выступает в качестве биржи дизайн-заказов для всех участников рынка, как пермского, так и российского, и, надеюсь, в перспективе международного. Основная функция центра – это компетентный выбор подрядчика в области дизайна, поскольку в ПЦРД есть горизонт понимания того, что происходит на рынке дизайна, какие дизайн-предложения и за какую цену можно купить, чтобы добиться качественного результата. Не секрет, что сегодня именно неумение выбрать подрядчика и грамотно сформулировать техническое задание приводит к получению некачественных, поверхностных дизайн-проектов или просто к их отсутствию».
Видят в ПЦРД и системные проблемы пермского дизайна, помимо кризиса. «Поскольку конкуренция сегодня в Перми на рынке дизайна очень слабая, многие компании ведут себя по отношению к заказчику недобросовестно», – отмечает г-жа Аллахвердиева.
«Появление ПЦРД в Пермском крае не было связано с опорой на рынок дизайнерских кадров, я могу опираться только на собственные ощущения, а они говорят о том, что дизайн-компаний и дизайнеров в Перми очень мало. Это связано прежде всего с проблемами в сфере образования. На рынке сейчас фактически нет свободных дизайнеров, которые бы со временем формировали вокруг себя институции, и пока они  не появятся, ситуация в дизайне кардинально не изменится», – продолжает г-жа Аллахвердиева. Похожие настроения и у г-на Сорокина: «У нас сейчас в городе порядка 500–600 человек, которые считаются дизайнерами, в основном у них начальное и среднее профессиональное образование. Очень редко в отрасль приходят действительно яркие молодые профессионалы. Сейчас в том же Екатеринбурге уровень в этом плане гораздо выше, нежели в Перми».
Однако критично настроен Геннадий Сорокин и к ПЦРД: «Сейчас наблюдается тенденция, когда приглашаются зарубежные и иногородние специалисты, при этом пермские профессионалы игнорируются. Только в Пермском отделении состоит 56 человек, и это уникальная команда, которая готова выполнять задачи любой сложности. К нам обращались из-за границы, и мы, например,разрабатывали дизайн мебели для ведущих итальянских фирм. У нас Центр развития дизайна создан таким образом, будто бы нет Пермского отделения Союза дизайнеров России. И ПЦРД приглашает к себе на консультации, семинары и т. д. специалистов из Москвы и из-за границы. На мой взгляд, в первую очередь надо работать с пермскими дизайнерами. Этого пока не происходит».
В свою очередь в ПЦРД говорят, что стараются двигаться в трех направлениях. «Первое – это системность, то есть объединение  и синхронизация задач, которые важны администрации края, муниципалитетам, дизайн-агентствам, производственным компаниям, работающим в городе. Любая проблема может стать ресурсом взаимодействия; к сожалению, пока такой практики в городе почти нет.  Второе – актуальность, мы  работаем с проблемами, которые необходимо решить сейчас, а не завтра и не через 30 лет. Например, мы начали работать с департаментом дорог и транспорта, потому что им нужен был новый проект пермской остановки и системы информационной навигации уже в этом году.  Третье – это открытость.
ПЦРД не является закрытой герметичной организацией, в которую поступают бюджетные деньги, а мы их непонятным образом распределяем. Основа нашей работы и стратегический механизм – это конкурс, выявляющий лучшие образцы дизайна и позволяющий включить максимальное количество дизайн-компаний и просто креативных людей в процессы развития товаров и услуг Пермского края. Не обязательно, чтобы участники были пермскими, главное – чтобы они был талантливы и предлагали услуги и идеи действительно высокого качества», – поделилась с «bc» г-жа Аллахвердиева. При этом по всем направлениям, с которыми работают в ПЦРД, в будущем будут созданы каталоги, позволяющие компаниям сразу приступать к производству и экономить деньги и время на дизайн-разработки. Это, например, касается  проектов «Пермский деревянный дом» и «Пермская мебель».

Салон гобеленов и предметов интерьера "Галерея" предлагает бельгийские ковры и французские гобелены по ценам производителей. Магазин сотрудничает с самыми известными фабриками, которые обеспечивают высокое качество гобеленов из натуральных материалов. Теперь Вам не нужно думать что подарить начальнику или любимым - гобелен несомненно украсит любой интерьер.

Справка «bc»
Стоимость услуг дизайнера зависит от сферы, в которой разрабатывается проект. Так, дизайн интерьера обойдется заказчику минимум в 400 рублей за квадратный метр. Ландшафтный проект начинается от 1200 рублей за квадратный метр, коттедж дизайнеры готовы разработать примерно за 30 тыс. рублей. Деревянный дом в исполнении под ключ по готовому проекту обойдется минимум в 1 млн рублей, а заказ мебели – от 10 тыс. рублей.

Красные человечки

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний