Газета
 25 октября 2010, 13:20   975

Иосиф Бродский:

Иосиф Бродский:
мгновения прожитой жизни
Автор: Кирилл Перов

В этом году исполняется 70 лет со дня рождения Иосифа Бродского, великого поэта, мыслителя и гражданина. Музей «Пермь-36» представляет к этой дате фотовыставку «Иосиф Бродский: мгновения прожитой жизни». Выставка будет размещена в пространстве театра «Сцена-Молот». Вернисаж – 26 октября, тогда же состоится поэтический вечер памяти Бродского. Выставка составлена из работ Михаила Мильчика, близкого друга поэта и друга музея «Пермь-36» – человека, который снимал Бродского на протяжении нескольких десятилетий. Это уникальная возможность увидеть очень близко то, что обычно недоступно нам, читающим и любящим стихи этого поэта. Бродский был фантастически закрытым человеком. Его Нобелевская лекция начиналась с указания на то, что всю свою жизнь он посвятил отстаиванию принципа частного существования. Известно, что Бродский очень щепетильно относился ко всем биографическим аспектам и даже завещание составил таким образом, что до тех пор, пока основные участники жизненных и любовных драм живы, документы и дневники не могут быть обнародованы. Тем ценнее та работа, которую сделали Михаил Мильчик и музей «Пермь-36», предложившие разместить выставку у нас в театре.
Мне кажется, что в этом событии есть ответ на важный вопрос: чем должна заниматься такая институция, как музей «Пермь-36»? Вроде бы это мемориал, это музей полититических репрессий – по идее, он должен говорить о диссидентах, о борьбе с насилием и т. д. А Бродский – он же антидиссидент… Конечно, отношение его к советской власти было далеко не позитивным. Но он не был политическим активистом, не боролся на баррикадах, он боролся своей поэзией, боролся тем, что воспитывал в людях свободу творчества. Вернее, просто свободу. Ведь человек не свободный в чем-то не может быть свободен творчески. Наверное, кто-то не согласится с этим утверждением, мол, наоборот, человек бежит от боли, притеснений в творчество. Но даже если это и так, то это имеет смысл только как опыт, как урок свободы. Очень здорово, что в Перми есть Владимир Шмыров и Татьяна Курсина, у которых есть редкое видение и понимание того, каким может и должен быть музей совести (именно так во всем мире называют подобные музеи, и, согласитесь, это очень сильный термин, совсем не бюрократический). Это видение реализуется и в ежедневной жизни «Пермь-36», и в фестивале «Пилорама», и в многочисленных образовательных, культуртрегерских проектах типа нашей выставки.
Для меня самые яркие фотографии – это снимки, сделанные 4 июня 1972 года – в день, когда Бродский навсегда уезжал из России. Вот фотографии на проезжей части, на чемодане, рядом с такси. Вот фотография, сделанная вечером этого же дня – фотография его кабинета – эти корешки книг, эти разбросанные мелочи, эти части жизни человека, который так трагически и с такой болью уехал из родной страны. Потрясающее чувство! Фото можно рассматривать часами.
Здесь же сильные портреты – Бродский в ссылке, в Питере, знаменитые фотографии на балконе его дома на улице Пестеля. А рядом фотография 80-го года, где семья и друзья собираются у него дома, когда его уже нет в России. И становится понятно, сколько человек дал людям, если после его отъезда они собираются в доме друга, с его родителями, чтобы отметить день рождения. Тогда он еще не был лауреатом Нобелевской премии. Это поступок, в котором не было конъюнктуры, а была связь сквозь страны, сквозь эпохи.
Для меня Бродский – один из самых явных примеров и доказательств того, что никакая тюрьма, никакой лагерь не может сломать человека, если у него внутри действительно есть ген свободы и творчества. И, конечно, в наших семьях, в наших театрах, в наших музеях будут звучать его стихи. Не только в годы юбилеев.
 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний