Газета
 11 октября 2010, 13:20   2153

Тихий бизнес

Тихий бизнес
«Детективное агентство» – звучит гордо и литературно заманчиво. Но одно дело, когда детективный бизнес развивается в рамках европейских столиц, и совсем другое, когда речь идет о частных расследованиях на местах, где не так широк круг потенциальных клиентов и возможности саморекламы.

История детективного дела в России лишь начинается – ранее участие частных лиц в правоохранительной сфере было возможно только в форме общественных образований, таких как общественные помощники следователей, внештатные сотрудники милиции и дружинники. С появлением законов «О кооперации», «Об акционерных обществах» стали создаваться детективные фирмы. В новейшей истории России частная детективная (сыскная) деятельность получила официальный статус в 1992 году с момента принятия закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Этим правовым документом и регламентирована в настоящее время частная сыскная деятельность в нашей стране.
Выдача лицензий на частную сыскную деятельность сроком на три года производится соответствующим органом внутренних дел, перед которым в дальнейшем детективы должны отчитываться о состоянии расследования особо важных, чаще всего уголовных дел.
Пермь, ул. Бейкер-стрит. Сегодня в Перми зарегистрировано около десятка детективных агентств, но по-настоящему активны лишь три-четыре. Компетенция остальных ограничивается юридическими консультациями и сыскными мероприятиями в масштабах города, как максимум – края.

По оценкам экспертов, открыть детективное агентство в Перми обойдется минимум в полмиллиона рублей.

Технический директор Пермского детективного агентства Павел Ощепков признает, что рынок сыскных услуг в Пермском крае относительно свободен, что, с одной стороны, создает условия для его «оккупации», но, с другой, способствует дальнейшему отлучению населения от понимания злободневности и широкомасштабности детективного дела – потенциальные клиенты просто не подозревают о существовании и возможностях сыскных бюро. «Чаще всего к нам обращаются с проблемами супружеской неверности, в то время как мы оказываем целый спектр всевозможных услуг и гарантируем их качественное исполнение», – отмечает г-н Ощепков.
Цена допроса. В прейскуранте большинства детективных бюро обозначены подобные услуги. Условно их можно разделить на предоставляемые частным лицам и организациям. Первые включают в себя наблюдение, контр-
наблюдение и фиксацию (видео- и фотосъемка), сопровождение супруга или супруги в местах отдыха, командировки и т. д., сбор различной информации (личной, деловой), розыск пропавших без вести людей, оказание помощи по гражданским и уголовным делам (расследование, сбор информации, установление участников преступления), проверку алиби, анализ поведения в Интернете; вторые – проверку добросовестности наемных сотрудников (домработниц, охранников, швейцаров, мастеров, нянь и т. д.), антирейдерство (противодействие недружественному захвату и поглощению), розыск активов, поиск записывающих устройств в офисах и других рабочих помещениях, досудебное возвращение долгов, сопровождение грузов, аутсорсинг безопасности организаций, проверку полиграфом (детектором лжи) и т. д.
Цена детективных услуг определяется индивидуально, в зависимости от масштаба предстоящих работ, их продолжительности, сложности поставленной задачи, факторов риска. Например, стоимость скрытного наружного наблюдения, осуществляемого за стационарным объектом (офис, загородный дом, подъезд дома), в течение суток может колебаться от 10 до 20 тыс. рублей. За объектом, передвигающимся на автомобиле, – от 15 до 25 тыс. Розыск пропавшего без вести человека обойдется минимум в 20 тыс. Проверка на полиграфе – от 3 тыс. Эксперты подчеркивают, что эти цены условны и могут меняться в зависимости от конкретной ситуации. Отмечается также, что детективы приступают к своим обязанностям лишь при условии 50-процентной предоплаты.
Очевидно, поэтому основная клиентура агентств – обеспеченные люди, предприниматели, а порой и представители власти. Другой разряд заказчиков составляют крупные сетевые организации с установленным режимом секретности.
Секреты фирмы. Во главу угла деятельности любого детективного агентства поставлено сохранение тайны имени клиента, то есть конфиденциальность. Расследование всегда ведется на секретной основе, и любая утечка информации для частного детектива равнозначна провалу. Поэтому и большинство экспертов «bc» в этой области пожелали остаться анонимными. Один из них прокомментировал ситуацию следующим образом: «По сути дела, мы работаем в подполье. Руководствуясь своим опытом, могу сказать, что деанонимизация никогда не приносит хороших плодов – это лишний рычаг воздействия для конкурентов и повод указать на некомпетентность».
Кажущаяся ограниченность в пиар-акциях (очень редко в средствах массовой информации встретишь рекламу бюро частного сыска) также вытекает из нежелания «светиться». «Нам не нужна реклама, – заявляет другой эксперт, – необходимость в ней отпадает, когда ты сумел зарекомендовать себя на рынке и навязать борьбу своим бизнес-оппонентам. Детективное дело – это не «Макдоналдс» и не женская косметика, которая пользуется неизменным спросом».
Павел Ощепков по этому поводу добавляет: «Основное средство рекламы – это сарафанное радио. Когда у клиента возникает нужда в сыщике, он обратится туда, куда ему посоветовали обратиться знакомые или знакомые знакомых. А реклама чаще всего оказывается не у дел – слишком незначительна ее целевая аудитория».
Кадры решают все. Частный детектив Владимир, который также не пожелал озвучить свою фамилию, замечает, что базисом детективного дела прежде всего являются интеллектуальные вложения. «Специфика бизнеса налицо. Здесь не выручат ни связи, ни бывшая принадлежность к силовым структурам. Опыт оперативной работы – вот, что ценится прежде всего».
Кадровая политика детективных агентств в основном ориентирована на юристов и бывших представителей правоохранительных органов. По словам одного из экспертов «bc», по обыкновению детективами становятся сотрудники уголовного розыска. Количество работников среднестатистического агентства сыска может варьироваться от трех-четырех человек до двух десятков. Чаще всего основной состав бюро (за вычетом «обслуживающего» персонала бухгалтеров и секретарей) – это руководитель, технический или исполнительный директор и полдесятка оперативных работников – собственно детективов.
Энергозатратно, Ватсон! Юрист Алексей Погонцев критически настроен по отношению к бизнесу, который пытался осваивать несколько лет назад. После армии он посвятил себя службе в органах госбезопасности, затем, решив начать свое дело, обратил внимание на пустующий рынок сыскных услуг. Его детективное бюро просуществовало около двух лет, так и не принеся владельцу существенной прибыли. «Нужно быть энтузиастом и даже фанатиком, чтоб состояться в этой сфере. Неизвестно, когда окупятся твои вложения. Мои так и не окупились. Проблема в том, что подобную деятельность невозможно сделать поточной – постоянных клиентов почти не бывает. На необходимую для перманентного развития мощность детективное дело в Перми выйдет лет через десять – а пока что для большинства сыщиков это остается лишь средством довольно среднего и нестабильного заработка, а для их клиентов – поводом выяснения брачных отношений». Алексей вспоминает, как однажды к нему обратилась жена местного предпринимателя и оплатила недельную слежку за своим супругом. По выполнении заказа, не выявившего за предпринимателем никаких «грешков», женщина обвинила агентство в том, что оно изначально было подкуплено ее мужем. «Это – часть повседневной рутины детективного агентства», – с усмешкой замечает Алексей Погонцев.
Тихий бизнес

Поделиться:
Все новости компаний