Газета
 27 сентября 2010, 13:20   1344

Осторожный оптимизм

Осторожный оптимизм
Сергей Опарин, управляющий Промышленной лизинговой компанией, – о сотрудничестве с малым бизнесом, планах компании по освоению соседних регионов и особенностях выживания в кризис.

В 2009 году Промышленная лизинговая компания значительно увеличила объем выручки и впервые вошла в ТОП-300 крупнейших предприятий края. С чем это связано, за счет чего удалось добиться таких высоких показателей?
– До недавнего времени мы по формальному признаку – количеству сотрудников компании – относились к числу малых предприятий. Но по основным финасовым показателям уже давно могли бы войти в ТОП крупнейших.
Что касается роста выручки, который мы показали в 2009 году, то он вполне планомерный. Последние 3–4 года мы удваивали валюту баланса. Соответствующим образом росла и выручка. Не секрет, что лизинговая деятельность имеет длительный инвестиционный период, по некоторым проектам сроки поставки и ввода в эксплуатацию сложного технологического оборудования превышают год, а то и полтора. Инвестиции по ряду крупных сделок, заключенных в 2007–2008 годах, в 2009-м начали приносить доход.
Можно ли ожидать, что планомерный рост сохранится в текущем году?
– То, что мы однозначно превысим показатели прошлого года, видно уже сейчас, но вряд ли в этом году мы сможем добиться такого же кратного роста, как это было в предыдущие периоды.
Мы же зависим от общей экономической ситуации, от того, насколько предприятия готовы к финансированию крупных проектов. Оценивая ситуацию на рынке, мы видим, что активность началась в конце второго квартала.
Насколько, на Ваш взгляд, велика конкуренция между лизинговыми компаниями? Кризис изменил расстановку сил?
– Конкуренция была, но последний год серьезно подкосил коллег, и даже крупные компании не избежали сложностей. Нам сохранить равновесие помогло наличие собственного капитала, который сыграл роль подушки. А во-вторых, считаю, что мы ответственно подходили к выбору клиентов, избегали финасовых авантюр. Консервативная финансовая политика сыграла свою роль: на сегодняшний день доля просроченных долгов в компании невелика.
В каких регионах, кроме Пермского края, сегодня работает «Промлизинг»?
– Еще полтора года назад мы открыли филиал в Ижевске. Выбирая регион, в первую очередь исходили из географического принципа. Удмуртия соседствует с Пермским краем, и это вполне понятный нам регион. Кроме того, «Промлизинг» финансируется в основном в Западно-Уральском банке Сбербанка России, Удмуртия входит в зону его действия. При открытии филиала в Ижевске мы учитывали и то, насколько способны будем получать финансирование по проектам в этом регионе. Отдачу от ижевского филиала мы начали получать только в этом году.
Чуть больше года работает филиал в Тюмени. Рынок в этом регионе еще не структурирован в полной мере, мы посчитали, что там есть перспективы для развития компании. И прогнозы в полной мере подтвердились. Сейчас мы достаточно активно и в крупном объеме финансируем в том регионе сделки.
Совсем недавно открылся третий филиал компании – в Казани. Там идет проработка первых сделок.
Но в Казани, наверное, конкуренция между лизинговыми компания посильнее, чем в Тюмени или даже в Перми?
– Да, это так. Открыв филиал в Казани, мы пытаемся закрепиться на высококонкурентном рынке, поскольку посчитали, что имеем для этого достаточный опыт и рассчитываем получить хорошие результаты. Если в Казани у нас все получится, то с остальными проектами, думаю, тоже справимся. Технология уже отработана, во многом мы идем по накатанной, думаю, что четвертый филиал открывать уже будет проще.
Уже определены регионы, в которых хотелось бы развивать бизнес?
– Есть масса вариантов, но они пока лишь обсуждаются.
Есть ли еще потенциал для развития в Пермском крае?
– В Перми мы работаем с 1999 года, здесь занимаем уверенные позиции. Пока не все предприятия нами охвачены. На это есть как объективные причины: кто-то работает только с собственными лизинговыми компаниями, кто-то предпочитает финансироваться за рубежом, у кого-то есть позиция на максимизацию прибыли, а лизинг – это скорее механизм оптимизации затрат, поэтому не у всех в нем есть заинтересованность. Тем не менее мы считаем, что на Пермском рынке являемся одним из самых крупных игроков. Я думаю, эти позиции постараемся сохранить в ближайшем будущем.
Вы работаете не только с крупными промышленными предприятиями, но и с компаниями малого и среднего бизнеса. Как оцениваете возможности развития именно в этом секторе?
– Малый и средний бизнес позволяет серьезно диверсифицировать портфель. В условиях кризиса стало ясно, что это правильный путь. Мы не вложили все свои активы в несколько крупных проектов (прекращение финансирования по одному из них могло бы существенно подорвать наш бизнес), а распределили портфель по средним проектам, которые, кроме того что приносят более высокую норму доходности, позволяют стабильно работать. Даже при выходе в другие регионы мы в первую очередь ориентируемся на массовый рынок, где суммы сделок составляют от 1 млн до 30 млн руб-лей. В сотрудничестве с малыми предприятиями мы видим возможности для дальнейшего развития.
В следующем году рассчитываете ли сохранить свое место в ТОПе крупнейших предприятий края?
–  Я надеюсь. Все будет зависеть от развития ситуации на рынке. Пока по этому поводу мы испытываем осторожный оптимизм.

на правах рекламы

Теги:
Поделиться:
Все новости компаний