Газета
  1. Газета
 27 сентября 2010, 13:20  

Номер один в Европе

Номер один в Европе
Генеральный директор ООО «Камский кабель» Владимир Молоковских – об агрессивной сбытовой политике, переговорах с Роснано и «РусАлом» и амбициозной производственной программе.

Владимир Евгеньевич, «Камский кабель» по итогам 2009 года увеличил выручку от реализации на 6,7 млрд рублей. За счет чего это удалось?
– При сравнении показателей 2008-го и 2009 года надо быть корректным. В 2008 году ООО «Камский кабель» только создавалось, работать предприятие начало в августе. А 2009 год был уже полноценным с точки зрения деятельности.
Тогда перефразирую вопрос: насколько по итогам 2009 года удалось достичь плановых показателей?
– Планы на год мы составляем в октябре-ноябре. В это время в 2008 году как раз набирал обороты экономический кризис, соответственно, и план мы верстали в двух вариантах – оптимистическом и пессимистическом. В итоге первый вариант исполнен не был, а вот второй смогли серьезно перевыполнить. В условиях того, что в первом квартале года отрасль практически стояла, все оценивали ситуацию и ждали хотя бы какой-то ясности, это можно считать неплохим результатом.
Как сегодня Вы можете охарактеризовать состояние рынка, уровень конкуренции на нем и место «Камского кабеля»?
– И ранее «Камкабель» и сегодня «Камский кабель» был и остается крупнейшим заводом отрасли в Европе. По объему переработки металла мы занимаем первое место в России и обгоняем даже холдинги, включающие несколько предприятий. Наша доля – это порядка 20 % всего российского кабельного рынка.
На рынке работает более 80 компаний, около половины из них можно отнести к серьезным игрокам, а 5–6 к по-настоящему крупным.
Остальные работают «на коленке»?
– В нашей отрасли используется другой термин – сарайная технология (улыбается). Очень много фирм, у которых вся производственная площадь – это небольшой гараж. Понятно, что с «Камским кабелем» их просто не сравнить, ведь общая номенклатура выпускаемых на предприятии изделий включает более 20 тысяч маркоразмеров кабелей и проводов.
Основной объем выпускаемой продукции по традиции приходится на силовой кабель?
– Когда 53 года назад строился «Камкабель», то основной продукцией был именно силовой кабель, выдерживающий напряжение до 500 киловольт. Эту продукцию использовали в энергетике и промышленном строительстве. На сегодня силовые кабели остаются наиболее значимой группой нашей продукции. Кроме того, мы выпускаем практически все виды кабелей, кроме телефонии и оптики, но определенные планы есть и в этом сегменте.
По итогам 2009 года предприятие сохранило свои позиции на рынке, а по отдельным направлениям и нарастило. В том числе за счет достаточно агрессивной сбытовой политики, а также благодаря тому, что ряд компаний, работающих в отрасли, очень тяжело переживали кризис, у нескольких предприятий дело дошло и до банкротства.
Агрессивная сбытовая политика заключалась в снижении цен?
– Поскольку «Камский кабель» – крупнейший игрок на рынке, то мы, в известной степени, можем диктовать свои условия по цене продукции. Понятно, что при больших объемах существуют возможности пойти на снижение цен. Запас прочности и финансовое положение предприятия позволяли это сделать.
В последнее время в нашей отрасли предложение стабильно превышает спрос, мощности компаний по отдельным видам продукции в 2–4 раза выше, чем потребности рынка. За покупателя надо бороться.
Большое количество предприятий разной величины не ведет к процессам слияний и поглощений?
– Если такое и возможно, то за счет дружественных слияний. Но пока подобные процессы идут с трудом. Я бы назвал предприятия отрасли самодостаточными. Они могут быть разного объема, но приносят прибыль, что вполне устраивает их собственников, поэтому все живут спокойно.
Слияние – это достаточно длительный и сложный процесс, который зачастую и вовсе может быть прекращен из-за различной оценки собственниками своих бизнесов.
Какие компании являются основными потребителями продукции «Камского кабеля»?
– Очень сложно назвать кого-либо основными клиентами, крупных потребителей продукции «Камского кабеля» около 300. Мы выпускаем все виды кабелей, и наши покупатели есть практически во всех отраслях. Это нефтедобыча (Роснефть, Татнефть, ЛУКОЙЛ, ТНК-BP), энергетика (МРСК Урала, Центра, Северного Кавказа), черная и цветная металлургия (ММК, НЛМК, «Норильский никель», «РусАл»), самолетостроение (КнААПО), добыча полезных ископаемых («Уралкалий», «Беларуськалий», шахта Распадская), РЖД… Все ближнее зарубежье, Чехия, Монголия, Вьетнам… Список очень большой.
Вы упомянули о возможных планах по направлению телефонии и оптики, здесь есть уже что-то более конкретное?
– Пока можно говорить только об анализе рынка. Мы смотрим те сегменты, где предприятие либо вообще не представлено, либо представлено в минимальной степени, и оцениваем возможные перспективы. Проанализируем и примем решение.
Это может быть сделано уже до конца этого года?
– Скорее речь идет о 2011 годе. Во-первых, серьезный анализ требует времени, кроме того, любое важное решение необходимо принимать в условиях хотя бы относительной стабильности в экономике. Пока же, к сожалению, такого нет.
Не так давно Сбербанк России открыл вашему предприятию кредитную линию в размере 950 млн рублей. На какие цели Вы планируете потратить кредитные средства? Планируется ли запуск нового оборудования или модернизация старого?
– Из общего объема кредитной линии выбрана половина средств, в основном они пошли на пополнение оборотных средств. Что касается инвестиционной программы, то она в большей степени выполняется за счет собственных средств, но эту программу вряд ли можно назвать амбициозной. Планы на 2011 год намного более серьезны, конкретнее мы сможем сказать о них в ноябре.
Расскажите о встрече с главой Роснано Анатолием Чубайсом. Найдены ли точки соприкосновения или, возможно, речь идет уже и о совместных проектах?
– Пока можно говорить именно о точках соприкосновения. Роснано имеет определенные наработки, которые ведут к улучшению потребительских свойств продукции с помощью нанотехнологий. Мы обсудили с Анатолием Борисовичем суть предложений Роснано, теперь техническим службам обеих компаний предстоит встретиться и понять, какой совместный проект мы можем реализовать. Думаю, в ближайший месяц такая встреча состоится.
Отмечу, что в последнее время мы проговаривали сотрудничество и с компанией «РусАл» в части освоения новых материалов. В этом проекте «Камский кабель» готов участвовать, сейчас ждем более конкретных предложений от «РусАла».
Насколько актуальна сегодня для предприятия проблема технического перевооружения, модернизация оборудования?
– Модернизация – естественный процесс для любого производства. В настоящее время, например, на предприятии используется оборудование со сроком службы свыше 40 лет. Поэтому на заводе происходит планомерная замена старого оборудования на новое. Мы понимаем, что оно, безусловно, позволяет экономить сырье, электроэнергию, обеспечивает более высокую производительность.
Из последних наиболее важных событий в части технического перевооружения отмечу открытие в 2008 году производства кабелей на среднее и высокое напряжение (6-220 кВ) с изоляцией из пероксидосшиваемого полиэтилена.
Есть ли предварительные прогнозы на производственные итоги текущего года в сравнении с 2009 годом?
– На минувшей неделе мы оценивали итоги 8 месяцев, и можно делать вывод, что предприятие идет в соответствии с планом. Если же сравнивать с 2009 годом, то рост выпуска продукции составляет порядка 40 %. Эти результаты пока не дотягивают до достижений пикового для завода 2007года, но уже приближаются к ним.
До конца года мы рассчитываем выполнить достаточно амбициозный план, что позволит «Камскому кабелю» остаться на первом месте на российском кабельном рынке.

на правах рекламы

Все новости компаний