Газета
 27 сентября 2010, 13:20   1588

Путешествие из Екатеринбурга в Москву

Стали известны подробности строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали, идущей из Екатеринбурга через Пермь.

8 сентября губернатор Пермского края Олег Чиркунов и губернатор Свердловской области Александр Мишарин подписали протокол о намерениях по строительству высокоскоростной магистрали железной дороги Екатеринбург – Пермь – Казань – Москва, условно называемой ВСМ-2.
Впервые проект был представлен в мае на международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520» в Сочи. А 9 июля 2010 года, согласно распоряжению Александра Мишарина, финансирование мероприятий по разработке организационно-правовой модели строительства магистрали получило статус губернаторской программы.
Планируется, что магистраль соединит Москву, Владимир, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург. Кроме того, дорога будет иметь ответвления до крупных городов Уральского региона – Перми, Уфы, Челябинска, Тюмени и Нижнего Тагила. Ее преимуществами являются минимальная протяженность – 2,1 тыс. километров, возможность использовать на различных ветках подвижной состав разной вместимости, а также обеспечивать движение с различными стандартами скоростей.
Стоимость строительства магистрали оценивается в 2,5 трлн рублей. Александр Мишарин отметил, что большая часть этой суммы укладывается в существующие сетевые программы железной дороги – по развитию энергетики, капитальному ремонту хозяйства и другие. Однако эта сумма может быть значительно снижена. Дело в том, что заказчик и исполнитель будут работать в рамках контракта жизненного цикла. Согласно условиям такого контракта, одна сторона – то есть исполнитель инфраструктурного проекта – за свой счет и с использованием собственных материалов возводит объект и эксплуатирует его в течение всего расчетного срока эксплуатации (жизненного цикла). Он осуществляет ремонт, уход и обслуживание. Другая сторона – то есть государство – оплачивает за счет бюджета соответствующего уровня услуги по предоставлению объекта в пользование. Практика говорит о том, что применение контрактов жизненного цикла позволяет экономить до 40 % средств при создании крупных инфраструктурных проектов.
Строительство ВСМ-2 может вестись по двум схемам: либо каждая область отвечает за строительство своего отрезка магистрали, либо все регионы создают единый контролирующий орган, который будет заниматься поисками подрядных организаций.
Владимир Супрун, начальник Свердловской железной дороги, указывает на неизбежные сложности такого глобального предприятия: «Высокоскоростное железнодорожное сообщение предполагает движение поездов со скоростью 200–250 километров в час. Однако для того, чтобы организовать движение поездов на Свердловской железной дороге с такой скоростью, необходимо провести капитальный ремонт путей. Несмотря на то что мы за прошедшие три года сумели отремонтировать 3 тыс. километров путей, а это почти 30 %, у нас до сих пор просрочены сроки капитального ремонта 2 тыс. километров путей, из них 570 километров главного хода магистрали Транссиба. Поэтому прежде всего необходимо выполнить программу по реконструкции путей. Согласно планам развития магистрали, сначала появится высокоскоростное движение между Екатеринбургом и Челябинском».

По итогам первого полугодия 2010 года пассажиропоток на этом направлении составил 306 тысяч человек, причем 206 тысяч свердловчан предпочитали именно ускоренные электрички.

Олег Чиркунов, губернатор Пермского края, замечает, что стратегия развития железнодорожной транспортной сети Пермского края не будет отталкиваться от ВСМ-2: «Если этот проект будет реализован, то очень хорошо, но для нас сейчас в приоритете другие проекты. В частности, железнодорожная магистраль Белкомур и южный железнодорожный обход Перми, так как они уже включены в стратегию развития железнодорожной отрасли РФ до 2030 года».
Планируется, что до конца текущего года будет разработана концепция проекта, а проектно-изыскательские работы будут завершены в 2011 году. В середине октября будет утверждена общая концепция ВСМ-2, которую распространят среди субъектов, на чьих территориях предполагается строить магистраль. К 1 декабря Свердловская область должна получить организационно-правовую модель проекта. К этому же сроку свердловские власти намерены подписать меморандумы о сотрудничестве со всеми причастными регионами.
«Нам важно подписать соглашения для резервирования земли. С этим мы можем выходить на федеральный уровень – будет проект и будет земля, – отметил Александр Мишарин. – Если правильно составим маршрут до Екатеринбурга, если подсоединим к нему Уфу, Пермь и другие города в 100-километровой зоне, то получается, что магистраль будет обслуживать порядка 40 млн человек – а это почти треть населения России. И это не должна быть разовая стройка, нам нужна большая программа развития высокоскоростного движения, потому что поезда, идущие со скоростью 400 километров в час, будут востребованы в России. Вся европейская часть до Урала может быть принципиально изменена с их помощью в плане мобильности населения».
 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний