Газета
 20 сентября 2010, 13:20   1263

Ждут Москвы

Замглавы администрации губернатора Пермского края Юрий Уткин рассказывает о письмах Олега Чиркунова, отправленных в российское правительство, и о том, что компании инвестировали в «Белкомур» уже более четверти требующихся средств, тогда как государство не выделило ничего.

Юрий Аркадьевич, что сейчас происходит с проектом «Белкомур»? В 2008 году этим проектом на форуме в Сочи заинтересовался премьер-министр РФ Владимир Путин, а в 2009 году проект получил одобрение Инвестиционной комиссии Правительства РФ. Почему, по Вашему мнению, затягивается и откладывается рассмотрение «Белкомура» на Правительственной комиссии РФ?
– Любую позицию надо отстаивать и продвигать. И делать это нужно на уровне тех людей, которые принимают решения. Мы сейчас активно занимаемся лоббированием.
По-видимому, Правительственная комиссия рассмотрит проект «Белкомур» только со специального распоряжения премьер-министра. Именно поэтому Олег Анатольевич Чиркунов уже подготовил в адрес Владимира Владимировича Путина соответствующее обращение. Причем это уже второе письмо, тогда как первое было отправлено еще в мае. Мы надеемся, что последует реакция и проект «Белкомур» будет рассмотрен на Правительственной комиссии. Я не вижу никаких препятствий для этого. Скорее всего, проект получит инвестиции в 2011 году.
Во-первых, Инвестиционная комиссия одобрила финансирование из Инвестфонда РФ еще 7 августа 2009 года и рекомендовала его к рассмотрению на Правительственной комиссии РФ. Она в свою очередь должна была принять свое решение по истечении одного квартала. Однако этого в связи с кризисом не произошло. Собственно говоря, после «Белкомура» ни инвестиционная, ни тем более Правительственная комиссия не рассматривали ни один проект общегосударственного значения.
Во-вторых, и Министерство регионального развития РФ, и Министерство экономического развития РФ дали в 2010 году дополнительно свое положительное заключение по «Белкомуру», а ранее это сделал Минтранс. В письмах, которые подписаны заместителями руководителей этих ведомств, отмечается, что проект «Белкомур» в полной мере соответствует критериям отбора и принципам государственно-частного партнерства. Учитывая, что реализация частных промышленных проектов невозможна без создания государственной транспортной инфраструктуры, министерства считают необходимым рассмотрение проекта «Белкомур» на Правительственной комиссии.
Вы говорили о том, что «Белкомур» признали соответствующим критериям государственно-частного партнерства? Что это означает?
– По правилам, в проектах, которые реализуются в рамках государственно-частного партнерства, на один государственный рубль должно приходиться четыре частных рубля. В «Белкомуре» это соотношение выдержано и даже превышает норму. Государственные инвестиции составляют 118 мдрд рублей, а частные – 480 млрд рублей, что в 4,07 раза больше.
В связи с кризисом какое-либо предприятие отказалось от участия в проекте?
– Нет. Никто из заявившихся на участие – «Уралкалий», «Сильвинит», «Соликамскбумпром», «Акрон» и «Еврохим», «ВСМПО-Ависма» – не отказался. Более того, они не просто пообещали, но уже и вложили 110 млрд руб-лей, несмотря на то что бюджетные средства еще не выделены.
Практически все частные компании, участвующие в реализации проекта «Белкомур», используют на эти цели или кредитные, или собственные средства. Но затягивание решения вопроса по реализации проекта «Белкомур» может привести к тому, что компании либо столкнутся со сложностями выполнения обязательств перед банками, либо с проблемами экспорта, так как возможность своевременного вывоза продукции значительно затруднится.
Как будут развиваться события, когда Правительственная комиссия наконец вынесет положительное решение по проекту «Белкомур»?
– После этого должен начаться этап проектирования. По нашим прогнозам, с учетом имеющейся документации разработка проекта займет один год. Затем начнется этап строительства – это еще четыре года. Согласно требованиям Инвестиционного фонда, который должен выделить деньги, контролировать эти процессы должен государственный координатор. Им, по договоренности с другими регионами, задействованными в проекте «Белкомур», должен стать Пермский край.
Уже сейчас краевые власти разрабатывают проекты, которые тесно связаны с «Белкомуром». В частности, Вы уже заявляли о масштабном логистическом центре. Расскажите, на какой стадии находится реализация этого проекта.
– Появление крупного мультимодального логистического центра просто напрашивается в связи со строительством «Белкомура». Оказывается, на сегодняшний день 23 % издержек российских промышленных предприятий обуславливаются неэффективной логистической и транспортной инфраструктурой. Логистический центр призван частично решить эту проблему. В частности, предполагается, что в нем будут объединены современные склады класса А, в том числе со специальными режимами хранения, склады временного хранения, контейнерная площадка, пункты сертификации.
Почему Перми так нужен этот логистический центр?
– Посудите сами, в Пермском крае представлены и развиты все виды транспорта. Во-первых, через регион проходит масса федеральных автотрасс. Во-вторых, Кама является судоходной рекой и способна принимать суда даже класса «река-море». В-третьих, у нас развито и авиасообщение, импульс которому даст реконструкция аэропорта. И наконец, на высоком уровне находится железнодорожный транспорт.
Нашу уверенность в необходимости создания логистического центра подкрепило участие в международной конференции в Санкт-Петербурге «Транспортно-транзитный потенциал». Там нам посоветовали обратить внимание на развитие речных перевозок. В связи с этим мы сейчас активно разрабатываем возможность появления логистического центра вблизи Камы.
На чьи средства будет реализовываться этот проект?
– Государство участвовать в этом проекте не будет, и сейчас определяются компании, заинтересованные в нем. Отмечу, что логистические компании высоко оценивают шансы его реализации. Более того, наш проект будет рассмотрен на заседании транспортно-логистической группы в «Россия – ЕС», где эксперты вынесут свой вердикт.

Поделиться:
Все новости компаний