Как сообщила попечитель Фонда поддержки культурных проектов «Новая коллекция» Надежда Агишева, она намерена перечислить причитающуюся ей премию Пермского края за издание книги Николая Серебренникова «Пермская деревянная скульптура» на счет единственного в Перми реабилитационного центра для детей-инвалидов – Краевого автономного учреждения «Комплексный центр реабилитации детей инвалидов».
На пресс-конференции по поводу открытия Фондом выставки работ художника Максима Каеткина Надежда Агишева рассказала, что после перевода на «автономку» у детского реабилитационного центра нет даже средств на погашение задолженности за отопление, вследствие чего центр может остаться без отопления в нынешнем сезоне.
Кроме того, Надежда Агишева и еще один лауреат краевой премии 2008 года – Наталья Шостина выразили недоумение по поводу отношения властей к культурным инициативам, исходящим «снизу». Дело в том, что премия, которую присудили лауреатам за достижения 2008 года, не вручалась в течение полутора лет, пока, наконец, не была передана на краткой церемонии перед началом спектакля в Театре-Театре. Поскольку о церемонии ее героев предупредили в день вручения путем рассылки СМС или по электронной почте, прийти на вручение премии смог один лауреат из шести, а министр культуры Пермского края Борис Мильграм, находящийся в зале, даже не вышел на сцену для поздравления.
Надежда Агишева объявила, что не намерена более поддерживать культурные инициативы руководства Пермского края
Надежда Агишева, попечитель Фонда поддержки культурных проектов «Новая коллекция»:
– Видимо, после оглашения новой культурной политики Пермь атакуют толпы доноров, дарителей и меценатов, поэтому наши скромные вложения уже не нужны Пермскому края. Хотя, может быть, пермская культура, вставшая на инновационный путь, не будет вовсе нуждаться в поддержке и инициативах – она успешно встанет на рельсы самоокупаемости и станет сама дотировать другие отрасли экономики?
Переходя на более серьезный тон, Надежда Агишева так комментирует историю взаимодействия Фонда и министерства культуры Пермского края:
– В какой-то момент были попытки найти контакты и что-то сделать совместно. Но очень быстро стало понятно, что это неэффективное взаимодействие, потому что министерство культуры никогда не было заинтересовано в работе с частными донорами. Этот социальный жест, связанный с меценатством, не очень поощряется.
Наталья Шостина официально объявила о закрытии фестиваля «Камва», который она проводила на протяжении пяти лет:
Наталья Шостина, директор фестиваля «Камва»:
– По поводу премии могу сказать, что считаю, что эту историю нужно поскорее закончить и забыть. 2008 год, за который нас наградили, действительно был лучшим в истории «Камвы». Но с тех пор фестиваль получал от государства лишь мизерную поддержку. Финансирование нашего проекта – 4 млн руб. в год. Это не только проведение фестиваля, но и подготовка к нему, и содержание дирекции. Если бы не наш постоянный спонсор Экопромбанк, мы не смогли бы проводить фестиваль. Нас загоняют туда, откуда мы вышли – в андеграунд.
Свою позицию Наталья Шостина развила и конкретизировала в интервью радиостанции «Эхо Перми»:
– К сожалению, в этом году мы поняли, что фестиваль «Камва», с теми целями, идеями, задачами, которые двигали нас как организаторов, как команду, проводить в Перми стало неблагоприятно. Слишком много проблем стало возникать вокруг, и слишком быстро стали теряться какие-то смыслы, ради чего затрачивается огромное количество сил. Те деньги, которые выделяет министерство культуры на существование фестиваля в течение года – потому что это ведь не только праздник, который бывает первого или второго августа, это кропотливая работа в течение года, это серьезный очень пиар, это менеджмент, это работа с внешними участниками, организация сервиса, логистики –так вот, то количество денег, которые ежегодно выделяет министерство культуры на фестиваль «Камва» и вообще на фестивали «пермского происхождения» – это даже не половина необходимого. И это – один из конфликтов.
Другая причина – переизбыток фестивалей. Он вызвал негативную реакцию, потому что очень много было подмены, много такой… лжединамики. Фестивальная жизнь истощила и ресурсы, и желание. Формат фестиваля, к сожалению, в Пермском крае, себя извратил даже – не побоюсь употребить такое понятие.
На самом деле, хочется какого-то системного развития. Если мы говорим о каких-то глубоких корнях и смыслах фестивального движения, то в Перми должна параллельно развиваться клубная культура, должна развиваться современная музыка, должны развиваться какие-то форматы и современные проекты пермские. И они должны проявляться не раз в год на фестивалях. Это должна быть хорошая рабочая среда, где музыканты, художники должны постоянно творить, показывать свое творчество. И это творчество должно быть востребовано.
Культура – это не политика. Культура – это то состояние среды, в котором живет человек. И, к сожалению, то, что стало происходить за последнее время: моделирование сетевых проектов и внедрение в Перми массовой культуры московской культуры – это далеко не правильные такие шаги, не то, что нужно для Перми. Пусть это существует, пусть будет многообразие! Но делать это за счет уничтожения пермских проектов и пермских смыслов, идей – это абсолютно не прогрессивно, не профессионально, и не мудро. И вот здесь, наверное, кроется один из главных серьезных конфликтов, которые будоражат разные и социальные, и культурные, и научные круги. Этот конфликт зреет, но, к сожалению, министерство культуры его не видит.