Экономика
 18 сентября 2010, 11:10   1797

ОБЗОР СВЕЖЕГО НОМЕРА ГАЗЕТЫ «BUSINESS CLASS» № 36 (301) ОТ 20 СЕНТЯБРЯ 2010 ГОДА


Автор: Кирилл Перов

ПОБЛИЖЕ К КАМЕ
Краевые власти решили, что мультимодальный логистический центр должен быть расположен на берегу Камы, в 5-7 км от Больго Савино. Эксперты считают, что инвесторы ошиблись с его концепцией, которая может принести убытки. Краевые власти практически определись с местом, где будет построен мультимодальный логистический центр. Как рассказал «bc» Юрий Уткин, заместитель руководителя администрации губернатора Пермского края, сейчас власти отдают предпочтение территории, которая находится ниже Перми по течению Камы, в акватории реки.
На такое решение краевых властей подтолкнуло участие в международной конференции в Санкт-Петербурге «Транспортно-транзитный потенциал», эксперты которой посоветовали Пермскому краю обратить внимание на развитие речных перевозок. По словам губернатора Олега Чиркунова, в ходе конференции он отметил для себя важность такой темы, как возрождение речных грузоперевозок. «Географически для этого у нас классная позиция — это пересечение Транссиба с Волжско-камской водной артерией. Но Татарстан оказывается уже строит речной порт для перегрузки контейнеров с железной дороги за счет бюджета», - пишет г-н Чиркунов в своем Живом журнале. В связи с этим он говорит о необходимости догонять Татарстан.
Тарас Рыжук, генеральный директор компании «Мегасервис», которая была выбрана властями для работы над бизнес-проектом, подтверждает, что сейчас у разработчиков проекта логистического центра действительно появилось понимание того, где должны находится складские помещения. По его словам, сейчас идет процесс решения вопросов, связанных с землей. Сколько участков находится на рассмотрении г-н Рыжук не уточнил.

ЗЕМЛЯ БЕЗ НАВОРОТОВ
В последнее время, по оценкам экспертов, особым спросом пользуются земельные участки в близлежащих районах Перми. Агентства недвижимости приостанавливают продажи в ожидании повышения цен.
Агентство недвижимости «Респект» приостановило реализацию земельных участков в поселке «Михайловское». Причиной тому, по словам коммерческого директора компании Алексея Ананьева, послужил высокий спрос на предлагаемые риэлтором объекты. Компания продавала землю по 6-12 соток, при этом концепция застройки поселка была не обозначена. Покупатели могли приобрести участок как с подрядом, так и без него. Риэлторское агентство обязалось построить дорогу, провести электричество и за отдельную плату водопровод. Предлагаемые «Респектом» участки оказались в числе тех объектов недвижимости, которые, по словам экспертов, в последнее время пользуются наибольшим спросом. «Выбирая между коттеджем в организованном поселке и земельным участком, предназначенном для строительства дома, покупатели, как правило делали выбор в пользу земли, - рассказала директор Research&Decisions Регина Давлетшина. - Чаще всего это были небольшие недорогие участки площадью от 6-10 соток стоимостью до 35-40 тыс. рублей за сотку, расположенные не далее 20-30 км от городской черты. Главные условия, выдвигаемые покупателями — наличие дороги и коммуникаций. Однако предложений таких участков на пермском рынке не очень много».
Между тем, активность хоть и была высокой, но тем не менее статистика показывает, что летом загородной недвижимости было реализовано гораздо меньше, чем хотелось бы продавцам.

ИСТИНА В ЕДЕ
Кризис заставил ритейлеров задуматься о том, как можно развиваться, не открывая при этом новых магазинов, а мелким предпринимателям позволил расширить свое присутствие на рынке продуктового ритейла.
По итогам первого полугодия оборот розничной торговли в Пермском крае по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократился на 5,1 % и составил 141,7 млрд рублей. Хотя, если верить статистике, объемы розничной торговли еще не догнали прошлогодние показатели, тем не менее отрасль постепенно начала восстанавливаться.
Более всего во время кризиса, пострадали компании, торгующие непродовольственными товарами. Их доля в обороте розничной торговли продолжает сокращаться.
Сейчас руководители компаний, торгующих продуктами питания, оценивают ситуацию на рынке как благоприятную для развития бизнеса.
В Перми рынок продуктов питания представлен в первую очередь сетями, однако долю каждой из них оценить очень сложно, поскольку далеко не все компании готовы раскрывать объемы своего товарооборота.
Ритейлеры единогласно признают, что лидерами в крае являются сети «СемьЯ» и «Виват».
В целом по Пермскому краю доля сетей невелика. Ритейлеры в основном предпочитают развиваться в Перми и крайне осторожно открывают супермаркеты в других городах края.
Кроме «Семьи» и «Вивата», занимающих ведущее положение на рынке, в Пермском крае работает еще еще несколько сетевых магазинов: «Добрыня», «Берег», «Захоти», «Пятерочка» «Магнит», «Копейка», кроме того, по одному гипермаркету открыли «7Континет» и «Метро». Доля рынков в обороте розничной торговли в Прикамье незначительна и не превышает 10 %. Помимо того в отдельных городах открыта екатеринбургская сеть «Копейка».
Тем не менее лишь немногие говорят о высоком уровне конкуренции между игроками рынка продуктового ритейла.

ЖДУТ МОСКВЫ
Замглавы администрации губернатора Пермского края Юрий Уткин рассказывает о письмах Олега Чиркунова, отправленных в российское правительство, и о том, что компании инвестировали в «Белкомур» уже более четверти требующихся средств, тогда как государство не выделило ничего.
Юрий Аркадьевич, что сейчас происходит с проектом «Белкомур»? В 2008 году этим проектом на форуме в Сочи заинтересовался премьер-министр РФ Владимир Путин, а в 2009 году проект получил одобрение Инвестиционной комиссии Правительства РФ. Почему, по Вашему мнению, затягивается и откладывается рассмотрение «Белкомура» на Правительственной комиссии РФ?
- Любую позицию надо отстаивать и продвигать. И делать это нужно на уровне тех людей, которые принимают решения. Мы сейчас активно занимаемся лоббированием.
По-видимому, Правительственная комиссия рассмотрит проект «Белкомур» только со специального распоряжения премьер-министра. Именно поэтому Олег Анатольевич Чиркунов уже подготовил в адрес Владимира Владимировича Путина соответствующее обращение. Причем это уже второе письмо, тогда как первое было отправлено еще в мае. Мы надеемся, что последует реакция и проект «Белкомур» будет рассмотрен на Правительственной комиссии. Я не вижу никаких препятствий для этого. Скорее всего, проект получит инвестиции в 2011 году.
Во-первых, Инвестиционная комиссия одобрила финансирование из Инвестфонда РФ еще 7 августа 2009 года и рекомендовала его к рассмотрению на Правительственной комиссии РФ. Она в свою очередь должна была принять свое решение по истечении одного квартала. Однако этого в связи с кризисом не произошло. Собственно говоря, после «Белкомура» ни инвестиционная, ни, тем более, правительственная комиссии не рассматривали ни один проект общегосударственного значения.
Во-вторых, и Министерство регионального развития РФ, и Министерство экономического развития РФ дали в 2010 году дополнительно свое положительное заключение по «Белкомуру», а ранее это сделал Минтранс. В письмах, которые подписаны заместителями руководителей этих ведомств, отмечается, что проект «Белкомур» в полной мере соответствует критериям отбора и принципам государственно-частного партнерства. Учитывая, что реализация частных промышленных проектов невозможна без создания государственной транспортной инфраструктуры, министерства считают необходимым рассмотрение проекта «Белкомур» на Правительственной комиссии.
Вы говорили о том, что «Белкомур» признали соответствующим критериям государственно-частного партнерства? Что это означает?
- По правилам, в проектах, которые реализуются в рамках государственно-частного партнерства, на один государственный рубль должно приходиться четыре частных рубля. В «Белкомуре» это соотношение выдержано и даже превышает норму. Государственные инвестиции составляют 118 мдрд рублей, а частные — 480 млрд рублей, что в 4,07 раза больше.
В связи с кризисом какое-либо предприятие отказалось от участия в проекте?
- Нет. Никто из заявившихся на участие - «Уралкалий», «Сильвинит», «Соликамскбумпром», «Акрон» и «Еврохим», «ВСМПО-Ависма» - не отказался. Более того, они не просто пообещали, но уже и вложили 110 млрд рублей, несмотря на то что бюджетные средства еще не выделены. …

НА СВЕТЛУЮ СТОРОНУ
Администрация Перми поможет нелегальным автостоянкам «выйти из тени». Стимулом станет снижение арендной платы.
В Законодательном собрании Пермского края рассматривается поправки, изменяющие ставки арендной платы за земельные участки, предоставленные под размещение открытых автостоянок. С соответствующей законодательной инициативой, разработанной администрацией Перми, в краевой парламент вышел глава города Игорь Шубин.
Сегодня, согласно краевому закону № 604 от 07.04.2010, арендная плата составляет 4 % от кадастровой стоимости, при этом она не должна более чем в 2,3 раза превышать уровень 2007 года. Начиная с 2008 года, когда арендная плата начала исчисляться от кадастровой стоимости в соответствии с введенными законом ставками, владельцы автостояночного бизнеса начали выражать свое недовольство. Как правило, предприниматели жаловались на то, что арендная плата стала слишком высокой, чтобы вести прибыльный бизнес. Сложившаяся в данном сегменте рынка услуг ситуация спровоцировала не только возникновение нелегальных платных парковок, но и уход ряда предпринимателей из бизнеса.
По информации департамента земельных отношений администрации города, на сегодняшний день в городе всего 99 легальных автостоянок. При этом только зафиксированных нелегальных стоянок в городе практически в три раза больше — около 260. Как отмечает начальник департамента земельных отношений Андрей Ярославцев, такие цифры наглядно показывают, что платить арендную плату за автостоянки (по установленной на сегодняшний день законом ставке) предпринимателям невыгодно.
Предложенная администрацией города новая ставка арендной платы в 1,5 % должна коренным образом изменить ситуацию и помочь представителям малого бизнеса закрепиться на рынке. Логика принятия именно такой ставки достаточно проста. Ставка в 1,5 % уже существует в законе Пермского края в качестве ставки арендной платы за земли, ограниченные в обороте. Земельные участки, предоставленные под автостоянки, не ограничены в обороте, но их также нельзя приватизировать владельцам автостоянок и, таким образом, перейти на налоговые платежи, порой существенно меньшие, чем арендная плата. При этом ставка в 1,5 % равна максимальному земельному налогу, установленному в Пермском крае.
На данный момент предложение администрации поддержано рабочей группой Законодательного собрания и передано в соответствующие комитеты. В Законодательном собрании поправки будут рассмотрены на пленарном заседании 23 сентября. Если краевые депутаты их примут, то с 1 января 2011 года легальные автостоянки почувствуют облегчение. Борьба же с несанкционированными парковками продолжится в усиленном режиме. Однако предприниматели еще имеют возможность выйти из тени.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний