Газета
 13 сентября 2010, 13:20   1498

Свободная сцена!

Свободная сцена!
Театр-Театр стал автономной организацией. Теперь, чтобы тратить, надо зарабатывать.

На минувшей неделе на общем совете коллектива Театра-Театра было принято решение о реорганизации учреждения в автономную культурную организацию. Сотрудникам рассказали о преимуществах автономии, стратегических планах развития театра и предложили проголосовать. Из 150 присутствовавших 107 проголосовали «за».
Впервые идея автономии по-явилась еще в 2008 году. Планировалось, что Театр-Театр наравне с Пермской краевой филармонией станут первыми в крае автономными учреждениями культуры, которые будут функционировать как некоммерческие организации.
Автономия предусматривает новую схему хозяйственной деятельности: свобода в определении количества и направлений поступление бюджетных средств, получение финансирования от внебюджетных источников, возможности получения кредитов и доходов от размещения средств на депозитах. Театр может по своему усмотрению приглашать на работу лучших актеров, не считаясь с тарифными сетками, разрядами и конкурсами.
Раньше, к примеру, театр был не способен перенаправлять денежный поток с одной экономической сферы на другую. Но, разумеется, это не избавит театр от отчетов о заработанных и потраченных средствах перед учредителями организации и СМИ, аудиторских проверок и так далее.
Новые творческие возможности подразумевают главный риск перехода в автономный режим: несостоятельность учреждения культуры. Ведь пункты расходов, как правило, превышают доходы, а по обязательствам приходится отвечать своим имуществом. К тому же театр может неправильно оценить свои возможности и по факту оказаться неготовым к деятельности в условиях автономии. Также к недостаткам причисляют несовершенство нормативной базы, регулирующей переход на автономию, что может привести к осложнениям в процедуре перехода.
В соответствии с Федеральным законом № 83 все театры до конца 2010 года могут принять решение о том, в какой форме они хотели бы продолжать свою деятельность – работать с бюджетными структурами либо становиться автономной организацией. Если решение принято в пользу последнего, то в дело вступают учредители культурной организации, которые в начале 2011 года должны дать «зеленый свет».
По мнению актрисы и заслуженной артистки Российской Федерации Елены Старостиной, отправление театра в «свободное плавание» еще более увеличит ответственность руководства. «Не изменится главное – художественная составляющая работы театра. По сути дела, речь идет о смене финансового и юридического статуса. Надеюсь, это никоим образом не отразится на трудовом коллективе. Единственная проблема – отсутствие опыта, на который можно было бы сослаться и сделать соответствующие выводы. Пример Пермской филармонии не в счет – в условиях автономности она работает всего лишь год. Роль первопроходца всегда чревата опасностями, но в то же время новыми открытиями». Актриса напоминает, что в разное время театрам приходилось работать в разных условиях, в том числе в условиях тотальной регламентации не только финансовой деятельности, но и репертуарной политики. «Между тем театр всегда остается театром», – уверена Елена Старостина.
Некоторым работникам театра кажется, что решение, принятое руководством, было навязано всему остальному коллективу. «О выгодах перехода нам было рассказано на словах, но никакого документального подтверждения этих слов предоставлено не было, – говорит актриса Театра-Театра Ольга Пудова. – А решение это судьбоносное, и оно не может приниматься за неделю или две. Театр должен выступать новатором в области искусства, но никак не экономических экспериментов над собой. Не удивительно, что другие театры не торопятся переходить на автономию».
Директор театра юного зрителя Мария Зорина замечает, что переход учреждений культуры в условия автономии – лишь вопрос времени. По ее прогнозам, к 2012 году все культурные организации последуют примеру Театра-Театра. «Руководство наверняка учло все риски, а если нет, то им же хуже. Но их решительность я уважаю – по-моему, это тяга к свободе. И какая свобода без рисков?»
Директор Театра-Театра Юрий Милютин напоминает, что театр де-факто уже три года существует в автономном режиме. «До этого времени мы были крайне ограничены в мобильности. Порой в условиях котировок, конкурсов и прочих требований, спускаемых «сверху», театр начинал захлебываться. Изменение способа хозяйствования и управления не может стать решающим фактором дальнейшего развития культуры», – считает Юрий Милютин.
 

Поделиться:
Все новости компаний