Газета
 06 сентября 2010, 13:20   3331

В ритейл с головой

В ритейл с головой
Генеральный директор компании «норма» Вадим Юсупов оптимистично – о конкуренции в ритейле, девелоперских проектах и своем бизнесе.
Автор: Кирилл Перов

Вадим Фаритович, сегодня стало принято жаловаться на кризис, говорить о том, как трудно в существующих экономических и климатических условиях развивать бизнес, как обстоят дела в вашей компании? Как изменился оборот розничной сети «НормаН-виват» в этом году по сравнению с прошлым?
– В 2009 году перед большинством российских ритейлеров, и  у нашей компании в том числе, стояла  задача повторить результаты 2008  года. Тот  год для нашей  сети был лучшим по обороту. В  2009  году мы  не  смогли повторить этот результат. Прежде всего, причина в том, что мы закрыли несколько нерентабельных магазинов, тем самым сохранив финансовую  устойчивость. В начале этого  года мы планировали выйти на новый уровень продаж. Начиная с марта этого года компания отмечает рост продаж в своих магазинах,  а  июль  стал  лучшим месяцем в году по выручке. Теперь мы планируем сохранять достигнутый уровень до конца года.
То  есть жара  не  помешала  вам  работать?
– Наоборот,  наверное.   Все пошли за кондиционерами и, видимо, по пути заглянули и к нам.
Что больше всего повлияло на увеличение оборота?
– Прежде всего, это повышение  эффективности  работы супермаркетов, включая работу с  ассортиментной матрицей, логистикой, персоналом, ну и, конечно, в связи с открытием в Перми двух магазинов нашего нового формата – дискаунтеров сети «Дельта». Дискаунтеры «Дельта» созданы  нами  по  принципам зарубежных аналогов и соответствуют стандартам европейских магазинов данного формата. Мы долго  готовились к их открытию, разрабатывали концепцию, прописывали  бизнес-процессы. Во второй половине 2010-го и в 2011  году мы планируем расти, расширяя эту сеть.
Сколько  еще магазинов  такого формата  вы  планируете  открыть  в  этот период?
– Еще пять до конца  года, а в 2011  году в среднем по одному магазину в месяц.
Ритейлеры  часто жалуются,  что  отсутствие  площадей  для  открытия магазина  –  одна  из  главных  причин, препятствующих  их  дальнейшему развитию  в Перми. Для  вас  это  актуально?
– Если говорить о супермаркетах «Виват», то для их открытия нам нужны торговые помещения с  площадью  от  700  кв.  метров. Большинство из тех, что уже есть в Перми, построены еще в советское время. Они не подходят под  современную  концепцию торговли. Поэтому  расширение сети «Виват» будет происходить за счет открытия супермаркетов в  новых  торговых  центрах  и отдельно  строящихся  зданиях.  В том числе во втором полугодии 2010  года  у нас начнет работать еще один супермаркет в торговом центре  «Горный  хрусталь». Но открывать  большое  количество «Виватов» в ближайшее время не планируется. И  все  потому,  что мы не видим тех строящихся объектов,  где могли  бы  разместить свои супермаркеты.
Планируете  самостоятельно  продолжать  строительство  торговых центров?
– Сейчас мы в первую очередь планируем  заняться строительством  дискаунтеров  «Дельта».  В  Перми  этот  формат  почти не представлен. Те магазины, которые  принято  относить  к дискаунтерам  – «Пятерочки», «Магниты», «Диско»,  занимают маленькую  площадь  от  200  до 400  метров,   в  основном  они расположены  в  помещениях советской  постройки.  Нашим магазинам  требуется  от  800 до  1000  кв.  метров. Сейчас  мы хотим  создать  типовой  проект здания-дискаунтера, затем активно начнем подбирать земельные участки и приступим к  строительству. Уже сейчас в собственности компании для этих целей есть  земля  около  «Столицы»  и в районе «Велты». Возможно, первый  экспериментальный магазин по типовому проекту будет построен на одной из этих площадок.
Получается, что девелопмент для вас вынужденная мера? Или вы все-таки рассматриваете его как еще один источник дохода?
– Вообще мы себя строителями не  считаем. Я люблю  заниматься ритейлом, мне нравится открывать новые магазины, подбирать ассортимент, который востребован потребителем, предоставлять покупателям сопутствующие услуги. Мы бы предпочли  открывать  супермаркеты на  арендованных помещениях и заниматься основным бизнесом. Кто-то может хорошо  управлять недвижимостью,  а  мы  хорошо умеем на ней торговать. Строительство  торговых  центров  – одно из направлений нашего бизнеса, но совершенно не основное. В  собственных  помещениях мы открываем не только свои супермаркеты, но и наши рестораны. Но при строительстве следующих торговых центров мне  хотелось бы выступить инвестором.
Какую  площадь  в  тех  помещениях, которые находятся в вашей собственности, вы сдаете в аренду?
– В  гипермаркете «Виват»  у нас  заключен договор аренды  с крупным  якорным  арендатором «Эльдорадо». А остальные помещения, которые мы сдаем сторонним  компаниям,  составляют примерно  5 %  от  всей  площади магазина. И в «Горном хрустале» будет то же самое. Торговая галерея  там  предусмотрена,  но от  общей  площади  торгового центра  она  будет  занимать  не более 10 %.
Сотрудничество с компанией «росинтер ресторантс» продолжается. После того, как вы самостоятельно занялись ресторанным бизнесом, не планируете выйти из этого проекта?
–  Совместное  предприятие «Росинтер Ресторантс Пермь», на  мой  взгляд,   экономически успешное.   Даже  в  кризис  оно развивалось. До  2009  года  нами было открыто четыре ресторана, сейчас  их шесть. По  основным показателям ресторан «Росинтер Ресторанс Пермь» доказывает, что не зря мы открыли совместное предприятие,  я  считаю,  что  «IL Патио» и «Планета Суши»  – лучшие рестораны Перми. У компании «Росинтер» можно многому научиться, в том числе одним из результатов сотрудничества стало то, что мы самостоятельно пошли в ресторанный бизнес, но  уже в других форматах.
Совместные планы по развитию этой  сети на 2011  год пока не  сформированы. Но кризис кончился, и мы, наверное, будем думать об  увеличении числа ресторанов.
А  работой  собственных  ресторанов также довольны?
– Наш ресторанный бизнес представлен двумя  сетями  – демократичными  евростоловыми «Виват-Буфет» и пивными ресторанами  «Боб».  Первая  прочно стоит на ногах и смотрит, есть ли у нее потенциал по развитию в других городах России.
У пивных «Боб» другая история. Это относительно молодая ресторанная сеть, мы еще ищем ее окончательную концепцию. Процент  постоянных  покупателей здесь пока ниже, чем хотелось бы.  Поэтому мы готовим репозиционирование  сети, чтобы  сделать полноценный  пивной  ресторан. Эти пивные мы открывали на перспективу,  в  том  числе  и  под открытие нашей собственной пивоварни, которая будет работать в «Горном хрустале». Когда у нас появится свое пиво, мы расширим карту  мужских  блюд,  чтобы  он более походил на классический мужской ресторан со всеми его атрибутами  – футболом, мясом, пивом.
Насколько  в Перми  серьезная  конкуренция  среди  продуктовых  супермаркетов?
– Продовольственный ритейл в Перми все последние годы является высококонкурентной отраслью.  Приходится конкурировать с другими сетями, рынками и даже с бабушкой, которая стоит со своим товаром рядом с магазином. Еще в кризис открылось большое количество магазинов у дома. Видимо, у кого-то из предпринимателей бизнес не пошел, и  они решили попробовать себя в торговле. Это заметно сказывается на ценах и на выборе, что хорошо для потребителя. Я недавно смотрел таблицу продовольственных корзин в Приволжском федеральном  округе. Пермский край по ее  стоимости всегда  занимает 3–4 место. Низкие цены могут быть только из-за высокой конкуренции.
Еще  один  признак  высокой конкуренции  среди ритейлеров: в  Екатеринбурге много  супермаркетов,   которые  не  входят ни в одну  сеть, каждый  с оригинальным  названием.   В Перми одиночных супермаркетов очень мало. На мой взгляд, это говорит о том, что они уже не выдерживают конкуренции с сетями.
Что кроме нехватки торговых площадей вам сегодня мешает развиваться как ритейлеру?
– В России в целом и особенно в Пермском крае есть долгосрочные проблемы,  которые мы пытаемся решить самостоятельно. В Прикамье ограниченный круг производителей.  Это  риск  как для  сетей  – мы  зависим  от  этих производителей – так и для покупателей – потому что монополист, производящий  скоропортящуюся продукцию, может  устанавливать высокие цены. Во-вторых, по числу дистрибьюторских фирм Пермь начала сильно отставать от ведущих городов России – Петербурга, Екатеринбурга, Самары. Там официальных представительств производителей на несколько порядков больше, чем в Перми.
Поэтому  мы  сами  начинаем активнее работать с иногородними дистрибьюторами, организуем работу собственного распредцентра. Иногда  самостоятельно возить продукцию от производителей выгоднее, чем работать с посредниками. Или дистрибьюторы появятся, или мы сами будем выстраивать логистику. РКО за 250 рублей в месяц.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний