Газета
 09 августа 2010, 13:20   2066

«Два месяца не ждем»

«Два месяца не ждем»
Лидия Стругова, руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю: «В крае есть 83 предприятия, которые всегда вносят налоги только после выставления соответствующих требований со стороны налоговых органов. А это нормально функционирующие платежеспособные компании, обеспечивающие крупные суммы поступлений».

Прокомментируйте цифры поступлений налогов в 2010 году, как выглядит соотношение в сравнении с 2009 годом и с плановыми показателями. Судя по цифрам, можно ли говорить, что кризис в экономике пройден?
– Хотелось бы ответить на вопрос однозначно, но не могу. Поскольку данные, которыми я располагаю, сделать это пока не позволяют.
С одной стороны, однозначно просматривается рост налоговых поступлений. Причем не такой уж и маленький. По полугодию в федеральный бюджет он составил 20 %, в краевой бюджет – 24 %, в консолидированный бюджет Пермского края – 29 %. Замечу: поступления в консолидированный бюджет за полугодие на 5,4 % выше, чем в первом полугодии докризисного 2008 года.
Кстати, по итогам полугодия по поступлению платежей в бюджеты всех уровней Пермский край занимает четвертое место в Приволжском округе после Татарстана, Башкортостана и Самарской области.
Если говорить об исполнении доходной части бюджетов, здесь события также развиваются по оптимистичному сценарию.
Например, поступления в краевой бюджет за первое полугодие 2010 года составили 109,2 % относительно предусмотренной законодателями его доходной части. Таким образом, позитив налицо.
Но теперь по поводу преодоления кризиса. Есть и другие факты, на которые мы очень внимательно смотрим и делаем выводы. Прежде всего динамика цен на нефть: сегодня средняя цена – 76,05 доллара за баррель, год назад – 47,01. Согласитесь, существенная разница и прямое влияние на налоговые поступления, в первую очередь НДПИ.
Налог на прибыль организаций, как я уже сказала, – удвоение поступлений, и при этом известно, что увеличение произошло прежде всего за счет роста почти в 3 раза платежей крупнейших предприятий нефтяной и химической отрасли.
Даже на основании только этих данных можно говорить, что о преодолении кризиса говорить пока рано, есть только признаки, причем преимущественно в традиционных для Пермского края базовых отраслях экономики. В представленной таблице это очень хорошо видно.
Происходит ли одновременно с ростом собираемости налогов и снижение недоимки?
– К сожалению, об этом говорить мы пока не можем, и работа по снижению задолженности остается главной задачей ведомства. Приведу несколько цифр. Задолженность во все уровни бюджетов по налоговым платежам, налоговым санкциям и пени по предприятиям Пермского края на 1 июля 2010 года превысила 13,9 млрд рублей, увеличившись за январь – июнь 2010 года более чем на 1,3 млрд рублей (на 10,7 %), в том числе во втором квартале – на 261 млн рублей (2,1 %).
Причины явления известны. Это и недостаточность активов, и снижение платежной дисциплины, и стремление определенной категории собственников и менеджмента решать свои экономические проблемы за счет бюджета…
Насколько многочисленна та категория собственников, которая, как Вы говорите, решает свои экономические проблемы за счет бюджета?
– Думаю, что не раскрою большой секрет, если скажу, что в крае есть 83 предприятия, которые всегда, подчеркиваю, всегда вносят налоги только после выставления соответствующих требований со стороны налоговых органов. Это нормально функционирующие платежеспособные компании, обеспечивающие крупные суммы поступлений, однако налоги они платят только после нашего вмешательства. Получается, что государство выступает в качестве кредитора таких фирм, а последние извлекают прямую выгоду, ведь пеня за просрочку несравненно ниже цены банковского кредита.
В кризис бизнес ищет варианты снижения издержек…
– Да, получается так, за счет несвоевременной уплаты налогов эти предприятия фактически пополняют свои оборотные средства.
Все это налоговой службе известно, как известны и механизмы влияния на ситуацию, из которых главный – жесткое выполнение комплекса мер по принудительному взысканию задолженности.
Если, скажем, в Налоговом кодексе предусмотрено применение меры не позднее двух месяцев, мы – управление – требуем от инспекций максимально быстрой реакции и держим это на жестком контроле.
В результате исключительно за счет применения принудительных мер со стороны налоговых органов в первом полугодии 2010 года в бюджетную систему поступило более 3,6 млрд рублей.
Какие суммы доначислены в бюджет в первом полугодии 2010 года за счет контрольной работы?
– Сумма тоже немалая – 1,8 млрд рублей по юридическим и 491 млн по физическим лицам и предпринимателям.
Есть ли отрасли экономики, к которым сегодня приковано наибольшее внимание со стороны налоговиков?
– Выделять конкретную отрасль я бы не стала. Поскольку правила здесь таковы: при выборе объектов выездного налогового контроля – руководствуемся 12-ю официально опубликованными, в том числе на нашем сайте, критериями рисков. При принятии мер принудительного взыскания – суммами задолженности и нашими знаниями о налогоплательщике, его вероятных намерениях.
Например, если мы видим, что расходы компании составляют 99 % от доходов, то можно делать однозначный вывод: фирма уходит от уплаты налогов. Подобные предприятия проверяются в первую очередь.
В какой сфере в основном сосредоточены такие игроки?
– В первую очередь выделила бы торговлю.
Создается стойкое ощущение, что один из недавних приоритетов – борьба с зарплатами в конвертах – ушел на второй план. Почему так произошло?
– Я бы так не сказала. Действительно, это направление в последние годы не так заметно. В том числе и по причинам кризисных явлений в экономике, сложности проблем социального характера. Кроме этого много сил и времени приходится тратить на доказывание применяемых схем в судах. Очень сложно представить доказательную базу, ведь суду недостаточно просто показаний работников организаций, нужны подтверждающие документы, например двойные ведомости. А их предоставление чрезвычайно сложно. Тем не менее задача с инспекций не снята, при проведении каждой налоговой проверки внимание вопросу уделяется. Информация о результатах представляется в СМИ ежеквартально.
Если говорить об имущественных налогах с физических лиц, наибольшие проблемы традиционно с транспортным налогом?
– Если говорить о суммах, то, безусловно, это транспортный налог. По состоянию на 1 июля в должниках только за 2009 год почти 98 тысяч собственников транспортных средств с суммой задолженности 214 млн рублей. Добавьте к этому 300 млн задолженности прошлых лет. Более полумиллиарда. Плюс пени. Итого порядка 700 млн рублей. Это при условии, что в апреле – июне текущего года почти 173 млн рублей уже принудительно взыскано.
Если говорить о технологии администрирования – самые большие проблемы с исчислением и предъявлением налогов на имущество и землю.
Здесь главная задача – обеспечение достоверности наших информационных ресурсов. Любая ошибка или неточность в базах данных, полученных из регистрирующих органов, либо в информации о собственнике, либо в оценке (для земли – это кадастровая, для имущества – инвентаризационная стоимость), оборачивается погрешностями в исчислении и предъявлении налога. Как следствие, недовольство людей. Жалобы, во многих случаях обоснованные.
Хочу принести извинения всем, кто столкнулся с такими ошибками. Поверьте, разбираемся в причинах каждого случая, принимаем меры, наказываем виновных, чистим информационные ресурсы, но не все удается сделать быстро, и не все зависит от налоговой службы.
Законопроект о неприменении мер принудительного взыскания к должникам в сумме менее 1,5 тыс. рублей в том числе призван снять проблемы с взиманием земельного налога?
– Мы давно говорим о необходимости этой меры, и, кстати, не только мы, а в первую очередь работники судебных органов. Администрирование, когда такая норма будет принята, упростится на порядок. Так что мы за, поскольку потери бюджета будут компенсированы сокращением расходов на администрирование, те же конверты с требованиями и т. д. Ведь земельный налог для абсолютного большинства собственников измеряется суммой в несколько десятков рублей.
Вместе с тем надеемся, что в законе не будет белых пятен, например в части прав на взыскание по истечении 3 лет со дня образования задолженности. Нечеткость в законе – основа для конфликтов, обид, жалоб. А этого не хочется.
Сегодня налоговое ведомство активно развивает интерактивные сервисы, насколько они востребованы?
– Возможность физического лица сверить свои расчеты с бюджетом без посещения инспекции через личный кабинет на нашем сайте или через СМС по телефону расцениваю как революцию, не иначе.
Работаю в налоговых органах с момента их создания, и если бы мне об этом сказали в 1990 году, двадцать лет назад, не поверила бы. Сегодня это реальность. А о востребованности услуги говорит статистика. По данным интерактивного счетчика сайта, за второй квартал 2010 года к сервису обратилось более 51 тысячи налогоплательщиков.
Насколько качественно работают инспекции с посетителями, не проводились ли исследования о времени нахождения в очереди?
– Оценку качества, на мой взгляд, должны давать налогоплательщики, такие возможности сегодня им предоставлены. Только перечислю: служба доверия управления: телефон 291-00-49, интернет-опрос на сайте управления «Оцени работу своей инспекции», онлайн-сервис на сайте «Обращение в ИФНС (УФНС)», система личного приема руководством инспекции и управления, график и порядок записи на прием в открытом доступе на сайте.
Вся поступающая информация анализируется, реакция на отклонения от установленных административными регламентами процедур немедленная.
Не будем забывать о реализации курса на электронный документооборот с налогоплательщиками. По данным на 01.07.2010 года, у 57 % юридических лиц и 37 % предпринимателей сегодня нет необходимости посещать инспекции. Все контакты через Интернет: отчетность – пожалуйста, справку о состоянии расчетов – пожалуйста, акт сверки – пожалуйста, доступ в свою КРСБ – пожалуйста.
Ни один бухгалтер, кто хоть раз поработал в системе, из нее не ушел. Это я говорю всем тем, кто по старинке пытается устраивать в налоговой инспекции очереди.
В 2010 году мы планируем создать все условия для 100-процентного перехода на информационный обмен с налогоплательщиками по электронным каналам связи. Постараемся убедить в такой необходимости даже самых пассивных.
Кроме этого продолжим развивать и возможности дистанционной оплаты налогов, пока это можно сделать с помощью карт и терминалов обслуживания Сбербанка, но в ближайшее время список банков будет расширен (предварительные договоренности об этом уже достигнуты). В обозримом будущем – уплата налогов по телефону, через Интернет. Текущие платежи через систему паролей плательщик сможет увидеть на сайте.
В общем, на месте не стоим, думаем, ищем, пробуем, как еще улучшить систему работы.
«Два месяца не ждем»

Поделиться:
Все новости компаний