Газета
 12 июля 2010, 13:20   981

границы исчезли

границы исчезли
В Business Class – новый колумнист. Теперь вместе со старинным автором Евой Паркер колонку на 16-й полосе будет делить Эдуард Бояков, человек не нуждающийся в лишних представлениях. Сегодня его дебют на страницах газеты.
Автор: Кирилл Перов

В рамках состоявшейся на днях летней школы музеологии в мемориальном музее «Пермь-36» мне были заданы интересные вопросы о нашей стране и нас самих: «Зачем нашей стране культура? Что есть культура в современном обществе, частью которой является музей и театр?»
Полагаю, ответа на эти вопросы не существует и в общественном сознании. Может быть, кто-то знает, но это происходит исключительно в отдельных головах. Если мы не знаем ответа, мы, естественно, не знаем ответа и на вопросы: «Зачем театр, зачем нации нужны музеи?», «Столько музеев, а не меньше, столько музеев, а не больше?». В итоге все сводится к проектному мышлению, все упирается в одного человека. Понятно, что система, если она порочная и инертная, всегда сильнее этого человека и говорить о модернизации – это говорить ни о чем. Деятельность каждого, работает ли он в музее или театре, снимает ли кино – должна иметь какое-то основание. Вот этого основания страшно не хватает! Получается, мы все превращаемся в стакеров, партизан, которые пытаются сделать что-то такое, чтобы получилось хорошо.
Музеи и театры – огромные ресурсы в плане социальной энергии и институции.
Я понимаю, что театр должен работать со всеми поколениями. Сегодня, конечно, нужно воспитывать посетителя музея, воспитывать зрителя. Жизнь изменилась: мы живем в другой стране. Надо делать выставки для детей, надо делать выставки для родителей, для детей и родителей – это самое лучшее, что может произойти в музее. Музей должен не просто отражать представления о смысле жизни, а должен предъявлять доказательства, что мы есть нация, мы есть история. Что мы объединены не просто политическими границами. Музей и театр могут стать территорией для совместного духовного опыта для детей и родителей. Мы говорим с бабушками на разных языках, работа с поколениями – это очень и очень важное дело.
Ни один разговор о современном искусстве сейчас не обходится без разговора о междисциплинарном аспекте. Границы между жанрами размываются. Почему я на выставке смотрю кино? А в кино фон Триер снимает по театральным законам. Все перемешалось – реальность такая, сейчас нет этих границ. Что угодно можно сделать в музее, что угодно сделать в театре. Это само собой, что в театре мы должны делать выставки, а в музее играть спектакли. Пример – постановка в мемориальном музее оперы «Фиделио».
 Если говорить о современном актуальном искусстве и культуре, то мы живем во времени, в ситуации, когда социальные институции заточены под жесткую систему жанров: театр, кино, хореография, музеи, библиотеки. Соответственно, у всех перечисленных направлений существуют свои союзы, объединения и прочее. Свои институты – у каждого. Но такая система подготовки профессионалов в области культуры и искусства – не работает.
До новых встреч

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний