Газета
 28 июня 2010, 13:20   1777

Очереди из покупателей

Спрос населения на автокредиты в 2010 году растет. Однако нехватка некоторых марок автомобилей в салонах не позволяет банкам серьезно нарастить кредитный портфель.

Львиная доля автокредитов, взятых заемщиками еще до кризиса, близится к погашению. Поэтому банки, которые не выдавали кредиты в кризис и не активизировались в последнее время, окажутся в сложной ситуации. Такой точки зрения придерживается начальник отдела кредитования управления продаж розничных продуктов АКБ «БТА-Казань» Айрат Назиров. По его мнению, портфель автокредитов будет ежедневно сокращаться быстрыми темпами, и в нынешних условиях банки, не успевшие вовремя вернуться на рынок автокредитования, могут остаться без прибыли.
Объем выдачи. Еще во второй половине 2009 года ситуация на рынке начала меняться, и банки стали активнее выдавать кредиты. Условия кредитования смягчились, хотя и не вернулись к докризисному уровню. На сегодняшний день многие участники рынка говорят о росте не только заявок от населения на автокредиты, но и их выдачи.
Заместитель председателя Западно-Уральского банка Сбербанка России Татьяна Галкина отмечает, что в течение 2010 года отделениями банка в Пермском крае было выдано 1139 автокредитов на сумму 394 млн рублей.
Татьяна Галкина:
– Объемы автокредитования в 2010 году незначительно превышают 2009 год. Причина, на наш взгляд, заключается в  отсутствии предложения со стороны автодилеров. Покупательский спрос действительно вырос, есть и широкий диапазон интересных предложений по автокредитам от банков, однако низкие квоты от автопроизводителей на продажу иномарок в России не дают этому направлению достойного роста. Очереди на некоторые модели автомобилей в автосалонах достигают 6 месяцев.
Это мнение разделяет Игорь Мерзлов, управляющий операционным офисом «Прикамский» Банка «Сосьете Женераль Восток» в Перми. Он также утверждает, что уже сейчас во многих салонах образуются очереди из покупателей, ожидающих поступления автомобилей, а объем выданных автокредитов в 2010 году ненамного увеличился в сравнении с 2009 годом.
По словам Павла Сумьянова, начальника отдела автокредитования операционного офиса «Пермский» Филиала № 6318 ВТБ24, за 2010 год банком было выдано 590 кредитов на сумму 260 млн рублей, при этом в апреле в Перми был зафиксирован всплеск спроса, тогда объем выдачи в два раза превысил среднемесячный показатель. Эксперт «bc» говорит, что вместе с тем количество клиентов, обратившихся в банк за автокредитом, остается на уровне 2009 года, тогда как процент одобрений заявок увеличился. «Причем, прежде всего, это произошло благодаря тому, что клиенты стали более взвешенно и трезво оценивать свои финансовые возможности и перспективы», – поясняет он.
В Россельхозбанке, напротив, наблюдают увеличение желающих купить автомобиль в кредит. «Количество заявок по сравнению с 2009 годом увеличилось в несколько раз, и при этом более 80 % обратившихся за кредитом получили положительное решение о выдаче», – рассказывает Яков Демин, директор Пермского регионального филиала Россельхозбанка. По его словам, за два квартала 2010 года в крае было выдано более 100 автокредитов, а всего за время действия программы банк предоставил более 250 займов. В «БТА Казань» говорят о возросшем в 4 раза спросе.
Все это позволяет банкам надеяться на то, что 2010 год покажет лучшую результативность, нежели 2009 год. Кроме того, Павел Сумьянов добавляет, что в статистике отмечается рост продаж новых авто, а также спроса и цен на подержанные, кроме того, ГИБДД рапортует об увеличении регистрации автомобилей.
Программы. Основным локомотивом роста автокредитования стал запуск государственной программы. Напомним, ее действие началось в апреле 2009 года, и изначально к участию в ней были допущено только три банка – Сбербанк России, ВТБ24 и Россельхозбанк. Сейчас льготные автокредиты предоставляются на покупку автомобиля стоимостью до 600 тыс. рублей, первоначальный взнос составляет 15 % от суммы кредита, а срок выдачи равен трем годам.
Согласно программе государство субсидирует 2/3 ставки рефинансирования Банка России, на сегодняшний день это составляет 5,16 %. В марте 2010 года стартовала и государственная программа по обмену старых отечественных автомобилей на новые. По этой программе на утилизацию можно сдать автомобиль старше 10 лет и получить скидку в 50 тыс. рублей при покупке нового автомобиля, произведенного на территории страны.  Всего по состоянию на 17 июня, по данным Министерства промышленности и торговли РФ, в стране было выдано 64,4 тысячи льготных автокредитов, что составляет 43,88 % от количества поступивших заявок.
В Западно-Уральском банке Сбербанка России за время действия программы было выдано 4230 автокредитов на сумму почти 1 млрд рублей. Яков Демин говорит, что доля таких кредитов в общем портфеле составляет практически 100 %, поскольку «обычные» продукты в Россельхозбанке появились совсем недавно, несколько месяцев назад. Павел Сумьянов отмечает, что по состоянию на второй квартал 2010 года доля госпрограммы по количеству кредитов равна 30 %, по объему – 14 %. Айрат Назиров утверждает, что заявки на получение льготных автокредитов достигают 2/3 от общего количества обращений клиентов. По уверениям экспертов «bc», интерес заемщиков проявляется и к собственно  банковским программам, которые отличаются по ставкам, срокам, размеру первоначального взноса и спецпредложениям от производителей.
Что касается наиболее популярных моделей автомобилей, то здесь данные специалистов расходятся. В ВТБ24 отмечают, что в структуре выданных кредитов невозможно выделить приоритеты. В Россельхозбанке говорят о востребованности автомобилей марки LADA. В БСЖВ в силу того, что кредитная организация ориентируется в первую очередь на клиентов со средним и выше среднего уровнем дохода, наиболее популярны кредиты на марки Toyota, Volskwagen и Lexus.

Комментарий

Татьяна Галкина, заместитель председателя Западно-Уральского банка Сбербанка России:
– Сбербанк России предлагает своим клиентам широкий выбор совместных программ с автопроизводителями. Условия по этим программам выгоднее для клиентов, чем стандартные. В рамках совместных программ клиенты имеют широкие возможности по выбору автомобиля. Это может быть как российская марка – «Лада», ГАЗ, UAZ, так и зарубежного производства: Volkswagen, Skoda, Audi, FIAT, Ssang-Yong, Isuzu, Chevrolet, Opel, Hyundai, KIA, Mitsubishi, Subaru, Lifan, а так же запчасти для ssangyong kyron. В ближайшее время планируется подписание соглашения о совместной программе с производителем автомобилей марки Ford.
Основной особенностью совместных кредитных программ с автопроизводителями является предоставление  через сеть уполномоченных дилеров скидок на автомобили при условии оформления кредита в Сбербанке России.
Важно отметить, что клиенты Сбербанка, приобретающие автомобили в рамках некоторых совместных программ с автопроизводителями, могут воспользоваться и государственной программой субсидирования ставок, а также принять участие в программе утилизации старых автомобилей.
Так, например, по условиям совместной программы с ОАО «АвтоВАЗ» скидка на автомобиль может составить от 3,9 % до 6,5 % от прайсовой стоимости автомобиля, в зависимости от года выпуска. В результате двустороннего субсидирования переплата по кредиту может составить 0 % годовых – при оформлении кредитного договора на цели приобретения автомобиля LADA 2009 года выпуска с первоначальным взносом не менее 15 % от стоимости автомобиля и сроком на 24 месяца.
В рамках совместной программы с ООО «Фольксваген Финансовые Услуги РУС» Сбербанк России устанавливает специальную процентную ставку по кредиту: минус 1 % от действующих процентных ставок банка, в дополнение к скидке предоставленной автопроизводителем. Размер этих скидок составляет 3 % от рекомендуемой розничной цены новых автомобилей Volkswagen и 4,5 % от рекомендуемой розничной цены новых автомобилей Skoda.

Очереди из покупателей

Поделиться:
Все новости компаний