Газета
 28 июня 2010, 13:20   1824

Движение культуры

Движение культуры
Директор компании Green Wave Music Александр Чепарухин давно заинтересовался Пермью. Сейчас он готовит здесь к реализации очередной проект – фестиваль «Движение». Накануне феста о работе проделанной и предстоящей он рассказал корреспонденту «bc».

«Гогольfest», «Живая Пермь», Пикник «Афиши», «Движение»... Похоже, Пермь потихоньку осваивается с ролью культурной столицы. Такой статус городу дали заслуженно?
– Если судить только по количеству и качеству разнообразных событий, то Пермь уже сегодня – реальная культурная столица. Вопрос в другом – какой смысл мы вкладываем в слово «культура». В моем понимании культура – это отнюдь не только выставки, концерты и фестивали. Это интегральная характеристика общества, качества жизни, включающая в себя науку, образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, облик города, инфраструктуру, физическую культуру и пр. Только высокий уровень и гармония всех этих компонентов позволит говорить о реальной и полноценной культурной столице. Сейчас пермская «культурная революция» происходит в основном в сфере художественной культуры, искусства. Я часто слышу: сначала пусть отремонтируют дороги и медицину подтянут, а потом уж и занимаются всякими там фестивалями. А вот с этим я не согласен. Почему «сначала»? Опережающее развитие художественной культуры, я уверен, будет неизбежно «подтягивать» все остальные процессы. Конечно, лозунг «Пермь – культурная столица Европы» является в определенной степени провокацией – но такой, которая может в недалеком будущем дать невероятно плодотворный результат во всех сферах жизни.
Александр, вы активно способствуете росту этих процессов в городе. Один из ваших проектов в Перми уже состоялся. Я говорю о «Гогольfest». Довольны ли вы результатом своей работы?
– Да, «Гогольfest» получился потрясающим. Без ложной скромности. Он стал самостоятельным фестивалем, а не экспортом киевского фестиваля-тезки. Слезы восторга в глазах пермяков, овации – такое запоминается надолго. До сих пор продолжаю получать восторженные отзывы и письма благодарности. «ГогольFest» стал для меня своеобразной вехой – именно с этого момента я стал абсолютно уверен, что мы и Пермь нужны друг другу.
В ближайшие выходные пермяки увидят еще один ваш проект – фестиваль «Движение», который пройдет в Хохловке. Расскажите об этом событии подробнее. Тема Африки как заглавная была выбрана вами неслучайно?
– Фестиваль представляет собой калейдоскоп многих жанров и направлений – этника, рок, электроника и т. д. То, что искренно, интересно, неожиданно. То, что способно вызвать солидарный массовый восторг и при этом еще и является нашим любимым.
Что касается Африки, то это – не «заглавная тема», а один из «акцентов». При двадцати с лишним группах у нас будет четыре африканских или связанных с Африкой. Немецко-индийско-марокканская группа Dissidenten – первооткрыватели world beat. Могучий бард и рокер Geofrey Oryema из Уганды. Лучшая группа народной музыки Западной Африки Farafina из Буркина Фасо. Короли марокканского рэпа Fnaire. Всего четыре группы, но дающие довольно широкую панораму африканской музыки.
И все-таки почему Африка?
– До сих пор у нас в России не было ни фестивалей, ни специальных программ по африканской музыке. И раз уж Пермь претендует на звание культурной столицы, то здесь должно многое происходить впервые.
 Африка дала миру многое. Не случился бы современный блюз и рок, если бы не афроамериканцы, которые генетически связаны с корневой культурой Африки. А с другой стороны – не было бы современной африканской музыки, если бы она в свою очередь не вбирала в себя элементы рок-музыки, хип-хопа, танцевальной клубной культуры. Африканский континент сейчас невероятно популярен в музыкальном мире. Но почему-то в России он все еще мало известен. Поэтому и решили сделать акцент именно на Африке. Но, повторюсь, это лишь 20 % программы. Остальное – это группы со всех континентов – Северная Америка, Латинская Америка, Европа, Азия, Австралия.
По какому принципу выбирали музыкантов, которых привезете на «Движение»?
– Во-первых, разнообразие по географическому и стилевому признаку. Во-вторых, признанные звезды и популярные у нас музыканты (типа украинцев «Океан Эльзы») будут сочетаться с новыми именами и, таким образом, способствовать знакомству интереснейших, но малоизвестных артистов с массовой аудиторией. В-третьих, я сам должен любить музыку всех участников. Да, я вовсе не игнорирую массовый вкус и заранее представляю себе реакцию аудитории. Но во многом я составляю программу и себе в удовольствие тоже. Зачем тратить драгоценное время жизни на то, что не приносит тебе настоящей радости?
Правильно ли я понимаю, что фест станет ежегодным и в следующем году будет сделан акцент на какой-нибудь другой континент?
– Не обязательно континент. Это может быть какая-то страна или регион (Балканы, Скандинавия и т. д.). Могут быть представлены и личности, которые представят свою любимую музыку со всех концов земли, например Борис Гребенщиков или Brian Eno. Я называю конкретных людей, моих хороших знакомых, к кому я хочу обратиться с просьбой привезти сюда свои микро-фестивали. В идеале мы видим проект «Движение» не просто ежегодным фестивалем, а целой серией событий, которые были бы организованы по принципу «география и люди».
В Пермь везут много проектов. А что пермское показывают миру?
– Мы собираемся продолжать проект «Сделано в Перми». Когда музыканты встречаются в Перми, репетируют, записываются и выступают в Перми с мировой премьерой. У нас уже получился выдающийся проект «Дети выдры» – сюита композитора Владимира Мартынова на стихи Велимира Хлебникова с участием тувинской группы «Хуун-Хуурту», московского ансамбля Opus Posth Татьяны Гринденко и пермского хора «Млада». Сейчас наша задача развить этот проект «Дети выдры» и сделать его международным событием, организовать его триумфальные гастроли по всему миру.
Осенью мы собираемся везти «Детей выдры» на киевский «Гогольfest», в Москву и Питер. Есть интерес со стороны фестивалей в Норвегии, Англии, Германии, Сингапуре.
А в ноябре мы намерены поставить в театре оперы и балета новую оперу знаменитого англичанина Майкла Наймана с участием пермских, московских, английских и американских музыкантов. Найман уже пишет эту оперу – специально для Перми! Надеемся, что опера станет международным событием, что не менее важно – станет украшением регулярного репертуара Пермского театра оперы и балета.
А есть то, что мешает развитию культурных процессов в Перми?
– Я скажу об одной проблеме – материальной. Все эти события финансируются исключительно из бюджета краевого министерства культуры и филармонии. И мы очень признательны этим институциям. Но вот интереса частного бизнеса в участии в культурных процессах я пока не вижу.
У некоторых людей достаточно дремучее представление об экономической стороне искусства – будто искусство всегда должно само себя окупать. Легко добиться этого могут только откровенные поп-проекты. Для осуществления по-настоящему масштабных, трудоемких и новаторских проектов почти всегда нужны спонсоры. Государство просто обязано помогать таким проектам. Но когда это только государство – это уже не совсем нормально.
Один из показателей того, что Пермь является культурной столицей, – это степень «цивилизованности» бизнеса. Цивилизованный, ответственный бизнес не может не поддерживать передовые процессы в области культуры.Так устроено во всем мире. Надеюсь, что скоро так будет и в Перми.
 

Поделиться:
Все новости компаний