Газета
 21 июня 2010, 13:20   3222

Икра для пермяков

Икра для пермяков
Олег Боначев, генеральный директор ООО «Деликатесы как факт», – об особенностях пермского потребителя, работе местных сетей и отсутствии конкуренции на рынке розницы.
Автор: Кирилл Перов

Олег Вячеславович, по данным Пермьстата, оборот оптовой торговли в Пермском крае за 5 месяцев текущего года сократился по сравнению с прошлым годом на 17,5 %. Характерно ли снижение оборотов для предприятий, занимающихся оптовой продажей продуктов питания?
– В нашем сегменте снижение было особенно заметным в 2009 году. Обороты компании упали примерно на 20 %. Особенно ощутимый провал наблюдался в январе – марте прошлого года. На момент начала кризиса мы были вынуждены отказаться от многих деликатесов, которые раньше предлагали нашим потребителям.
Человек не может отказаться от пищи, другое дело, что покупка дорогих продуктов стала людям не по карману. Увеличился спрос на ассортимент эконом-класса, стали меньше покупать деликатесы. Больше стали продавать биржевых сыров, таких как «Эдам», «Гауда», ввели в ассортимент недорогие масла, икру, рыбу.
 Постепенно потребители привыкли жить в новых условиях, и 2010 год показал, что ситуация стабилизировалась. Уже сегодня наблюдается увеличение продаж деликатесов. Но по-прежнему лидерами являются продукты более низкого ценового сегмента.
Чем, на ваш взгляд, отличается пермский рынок продуктов питания от Екатеринбурга и других регионов?
– Отличается кардинально, как аэропорт «Большое Савино» и аэропорт «Кольцово».
В Перми продуктовая сфера, по сравнению с другими городами, развита недостаточно. Мы, к сожалению, среди городов России стоим не в первой десятке по объемам продаж деликатесов и культуре их потребления. К примеру, такие города, как Екатеринбург, Москва, Самара, далеко впереди нас.
Если сравнивать Пермь с Екатеринбургом, то в ассортименте особых различий нет, но спрос у нас на аналогичный продукт существенно ниже. В первую очередь это связано с уровнем жизни населения, отсутствием конкуренции среди сетей, активного продвижения продуктовых новинок. Да и немного в Перми магазинов, где можно достойно представить элитный ассортимент.
Оптовики часто жалуются на то, что сети зачастую несвоевременно расплачиваются за поставленный товар. Как сейчас складываются взаимоотношения с розницей?
– Случаи несвоевременных платежей, конечно, имеют место быть, но в то же время серьезных просрочек по платежам нет. По сравнению с прошлыми годами ситуация с платежеспособностью стабилизировалась. Если тенденция сохранится, то работать на продуктовом рынке будет гораздо легче.
Сколько дней составляет отсрочка по условиям договора?
– Отсрочки для клиентов разные, в зависимости от категорий клиента. С 1 августа вступает в силу Закон о торговле, где предусмотрена максимальная отсрочка для сетей на 45 дней.
Можете выделить лидеров среди тех, с кем приходится работать?
– В первую очередь это ТС «Семья» и ТС «Виват», где широко представлен деликатесный ассортимент.
Какова наценка на поставляемые вашей компанией продукты в розничных сетях?
– Уровень цен на продукты в Перми достаточно высокий. Цены в нашем регионе выше, чем во многих городах России. Самый большой минус Перми – отсутствие конкуренции среди сетей. Существенную долю рынка занимают региональные сети «Семья» и «Виват». Кроме «Пятерочки» из федеральных сетей присутствует только один гипермаркет «НАШ» компании «Седьмой континент». Каждый занимает свою нишу на продуктовом рынке Перми. Нужны новые игроки – федеральные сети. Однозначно наши покупатели от этого только выиграют, расширится ассортимент, снизятся цены.
Ощущается дефицит гипермаркетов в Перми. В других городах-миллионниках их можно насчитать с десяток. У нас же их всего три – «НАШ» , «Семья», «Виват». Покупатель должен иметь выбор, где осуществлять покупки, ведь наиболее широкий ассортимент деликатесов представлен в крупных магазинах. В итоге наценка на элитные продукты в крупных магазинах достигает 30–40 %, а то и выше. Эта продукция эксклюзивна, она привозится в единичных экземплярах, требует определенной выкладки, бережного хранения. Она продается в небольших количествах, эти факторы и определяют высокую наценку.
Какой объем реализуемой вашей компанией продукции приходится на общепит?
– Немного, 5–7 %.
Он растет?
– Общепит неплохо рос и развивался в 2006–2008 годах. В кризис объемы закупок существенно снизились, сейчас ресторанный бизнес постепенно приходит в себя, но докризисного уровня еще не достиг. Вы посмотрите: в обеденное время в ресторане, расположенном в центре Перми, едва наберется пять человек. Клиентов пока очень мало.
До кризиса инвесторы заикались об открытии в Перми супермаркета элитных продуктов, по-вашему, сейчас это осуществимо?
– Бутик площадью 100–200 кв. метров – еще возможно, супермаркет – нет.
В чем причина? В Перми нет гурманов?
– Гурманов, действительно, мало. В городах-миллионниках объемы продаж элитных сыров в несколько раз выше, чем у нас. А в 2009 году обороты совсем упали. Интересно, что те, кто приезжают в Пермь из других городов, отмечают изобилие дорогих машин на улицах города, складывается впечатление о высоком уровне дохода населения. Но почему тогда не покупают продукты для гурманов? А ведь пермяки, бывая за границей, приобретают там дорогие деликатесы, в своем родном городе не обращают на них внимания. Мы пробовали возить разный ассортимент, но он оказывается невостребованным.
Хочется отметить, что для того, чтобы на рынке Перми и края ассортимент деликатесов был более разнообразным, мы поставляем все, что заказывает «капризный клиент» и на что неплохой спрос в других регионах. Но очень часто этот товар не находит своего покупателя и просто уходит в просрок. После нескольких поставок понимаем: перспектив у него нет. Мы прекращаем работу с новинкой, при этом несем значительные убытки.
Или, например, начали мы поставлять в Пермь свежий молочный продукт финской компании Valio. Привезем немного – половина, простояв на полках в магазинах, уходит в просрок. Люди почему-то не покупают его, хотя все понимают, что значит финское качество. Конечно, цена на этот ассортимент немного выше в сравнении с другими производителями, но и качество его выше. Опять же отсутствует информация у потребителя об этом товаре. Приво-зим мы этот ассортимент «свежим», с соблюдением всех санитарных норм и температурного режима транспортировки и хранения.
Какие деликатесы в Перми все-таки пользуются спросом?
– Лососевая икра, красная рыба.
Какую долю в ассортименте «Д.К.Ф.» занимают импортные продукты?
– Сейчас эта доля невелика, около 20 %. Это ассортимент из Финляндии, Австрии, Германии, Франции, Италии. Когда-то доля импорта была гораздо больше.
Каковы, на ваш взгляд, главные проблемы рынка оптовой торговли продуктами питания в Пермском крае?
– Мы не умеем грамотно продать товар. Подчас отсутствует полная информации о продукте. Человеку надо красиво его преподнести. Повторюсь, что мало магазинов, которые могут поставить культуру продаж на должный уровень. Хотелось бы, чтобы и цены были пониже. Промо-активность производителей должна быть выше. Я считаю, что производители мало внимания уделяют Перми. В их поле зрения – Екатеринбург, Ростов, Самара, Санкт-Петербург. А в Перми оборотов нет, и поэтому производители ничего не хотят делать для продвижения своей продукции. Нужны промо-акции. Чтобы человек покупал деликатесы, требуется бюджет от производителя на раскрутку их товара. А если мы везем в Пермь один круг элитного сыра, то какие могут быть промо-акции? Нет оборота – нет бюджета на продвижение, нет продвижения – нет оборота. Получается замкнутый круг. Естественно, сетям становится неинтересно продавать такой товар. Прибыли большой от него нет, проблем с хранением много. У дистрибьюторов на подобные мероприятия просто не хватит средств, производитель жестко контролирует нашу наценку, она составляет от 3 до 18 %, а издержки существенны. Поэтому проводить такие акции за свой счет мы просто не в состоянии.

Справка «bc»
ООО «Деликатес как факт» работает на рынке Перми и Пермского края 18 лет и в настоящее время является одним из крупнейших дистрибьюторов на рынке товаров FMSG в секторе продуктов питания. «Д.К.Ф.» является официальным уполномоченным дистрибьютором известных торговых марок: «Валио», «Русское море», «Санта Бремор», «VICI», «Балтийский берег», «МАРС», «Северо-Восточная компания». Ассоритмент компании насчитывает 1200 наименований. Ее клиентами являются более 1,5 тысячи торговых точек.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний