Газета
 14 июня 2010, 13:20   967

Провинциальные сцены

Провинциальные сцены
В Лысьве на Всероссийском фестивале театров малых городов России кидались сырыми яйцами и обсуждали судьбу российского театра.

В Лысьве завершился VIII Всероссийский фестиваль театров малых городов России. В нем приняли участие театры из Мариинска, Канска, Кудымкара, Нижневартовска, Глазова, Шадринска, Рыбинска, Нового Уренгоя, Прокопьевска, Салавата.
Фестиваль в маленьком провинциальном городе получился совсем не провинциальным. В этом году в Лысьве собрались люди из первого эшелона современного российского театра. Жюри фестиваля возглавила народная артистка России Татьяна Догилева, отбором спектаклей занимался Олег Лоевский, член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска», директор Всероссийского фестиваля «Реальный театр», лабораторию современной драматургии вел Эдуард Бояков, известный российский режиссер и продюсер, на встречу с участниками и зрителями приехал народный артист России, художественный руководитель фестиваля Евгений Миронов.
В день открытия фестиваля выступил приглашенный театр LIQUID, который является лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска – 2009» в номинации «Эксперимент». Спектакль смогли увидеть многие горожане, ведь этот театр в основном выступает на улицах, в парках, во дворах. Его перформансы сочетают в себе драматургию, цирк, музыку и танцы. Для России это относительно новая театральная тенденция, а в мире уже давно работает множество уличных театров. Как рассказал Юрий Муравицкий, художественный руководитель Лысьвенского театра драмы им. А. Савина, в свое время во Франции именно так удалось справиться с театральным кризисом. Правительство стало оказывать поддержку уличным театрам, которые, не дожидаясь зрителя, сами шли к нему. Сам Юрий Муравицкий считает, что такая форма существования театра может быть одним из направлений развития театров малых городов.
Как бы то ни было, но Лысьва спокойно отнеслась к невероятно хулиганскому шествию артистов театра LIQUID, сопровождающемуся разбрасыванием огромного количества листов белой бумаги и громкими звуками оркестра, который ехал на грузовой машине. Продолжился перформанс активными действиями по забрасыванию стены одного из зданий сырыми яйцами, при этом артисты любезно предложили поучаствовать в этом и самим лысьвенцам, которые не упустили представившейся возможности. После завершения представления организаторы водой из шланга отмыли стену и некоторых зрителей, слегка пострадавших от энтузиазма метателей яиц.
Про Лысьву говорят, что здесь женщины шьют себе новые платья не к Новому году, а к новому театральному сезону. В культурном пространстве маленького города именно театр является градо-образующим предприятием, и этот ресурс надо использовать. Но перед подобными театрами стоит необходимость часто менять спектакли, ведь за месяц премьеру успевает посмотреть все население. И часто режиссер и артисты вынуждены пуститься в эту гонку, непрерывно репетируя и меняя репертуар. Но остается ли при этом время на творчество? И как удержать зрителя? Ведь проблема угасания зрительского интереса коснулась и провинциальных театров.
Эти и многие другие вопросы постоянно становились предметом споров и в стихийных дискуссиях, возникающих после просмотра очередного спектакля, и на круглом столе, где обсуждались проблемы театров малых городов. Руководители и работники театров, представители власти, эксперты говорили и о миссии театра, и о компромиссах, на которые он должен идти в ходе своего становления. Как пример преодоления характерной для театров из глубинки замкнутости был приведен спектакль «Где-то и около», поставленный на «Сцене-Молот» силами Пермского Театра-Театра и глазовского театра «Парафраз».
На круглом столе четко обозначились и противоположные взгляды, касающиеся не только провинциальных, но и крупных театров. Например: театр сегодня – это территория чистого искусства или досуговый центр для жителей города? Теоретики на эту тему спорят, а практики решают ее на деле. Так, например, год назад в Лысьвенском театре драмы им. А. Савина открылся киноклуб, где начали показывать и обсуждать сложные и артхаусные фильмы, и это сразу привлекло в театр новую публику, причем молодую.
Фестиваль – это не только встречи, просмотры и споры, но еще и конкурс, в котором участвовали приехавшие в Лысьву театры. Лучшим спектаклем фестиваля жюри признало постановку «Уйди-уйди» по пьесе Николая Коляды в постановке режиссера Станислав Мещангина Коми-Пермяцкого национального драматического театра им. М. Горького.
Художественный руководитель фестиваля, народный артист РФ Евгений Миронов лично пригласил труппу Коми-Пермяцкого театра представить свою постановку на сцене Государственного театра наций осенью 2010 года.
В этом году впервые жюри фестиваля выбирало победителей в отдельных номинациях. «Лучшим актером» был признан Сергей Балашов за роль Хруста в постановке «Чморик» (режиссер Юлия Батурина) Шадринского драматического театра. Приз за «Лучшую женскую роль» вручили заслуженной артистке РФ Валентине Мещангиной за роль в спектакле «Уйди-уйди».
 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний