Газета
 14 июня 2010, 13:20   2793

Охота на байкеров

Охота на байкеров
Пермская таможня отказывается признать мотоцикл автотранспортным средством и требует с байкеров дополнительных таможенных платежей. Суд встал на сторону любителей быстрой езды.
Автор: Кирилл Перов

Пермская таможня требует с пермских байкеров внести дополнительные таможенные платежи за ввезенные из-за границы мотоциклы. На минувшей неделе состоялось слушание в Мотовилихинском районном суде Пермского края, где Владимир Ковалев, известный в Перми байкер по прозвищу Деда, оспаривает решение о начислении дополнительных пошлин.
Как рассказал «bc» Владимир Ковалев, в 2008 году он приобрел мотоцикл HONDA VALKYRIE 1500 CX и внес таможенные платежи, начисленные Пальниковским таможенным постом в соответствии с Постановлениями Правительства «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин...» и «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление».
Владимир Ковалев:
– Таможенная стоимость мотоцикла была равна 177,97 тыс. рублей, а ставка таможенной пошлины за мотоцикл как за транспортное средство составила составила 30 %, или 53,64 тыс. рублей. Однако в начале 2010 года Пермская таможня пересчитала таможенные платежи за мотоцикл. Он перестал быть транспортным средством и стал товаром, в связи с чем изменился размер таможенной пошлины, и служба потребовала оплатить дополнительно 20,65 тыс. рублей.
Пермский байкер возмущается: мало того, что таможня пересчитала размер пошлины по непонятным причинам, она к тому же еще и начислила штрафные пени. «Видимо, за то, что я в полном размере уплатил начисленную ранее пошлину», – добавляет Владимир Ковалев. По его сведениям, письма от Пермской таможни с аналогичными требованиями пришли еще 13 байкерам.
В распоряжении «bc» оказался документ об отмене решения Пальниковского таможенного поста о ввезенном Владимиром Ковалевым мотоцикле HONDA VALKYRIE 1500 CX. В документе имеются ссылки на ст. 282 Таможенного кодекса. Там написано, что «под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства и прицепы, морские (речные) суда и воздушные суда вместе с запасными частями к ним и обычными принадлежностями и оборудованием...». Также из письма следует, что «мототехника (мотоциклы, мопеды, мотороллеры) в понятие «автотранспортное средство» не включается, следовательно, нужно применять ставки как к товару, а не к транспортному средству».
Пытаясь оспорить решение Пермской таможни о начислении дополнительных платежей, Владимир Ковалев обратился в Мотовилихинский районный суд. Он считает, что решение Пермской таможни нарушает его права и законные интересы и возлагает на него незаконную обязанность по уплате дополнительных таможенных платежей. Он не соглашается с утверждением Пермской таможни о том, что мотоцикл не является транспортным средством, и приводит несколько доводов. Во-первых, определение понятия «транспортное средство» дано в ФЗ «О безопасности дорожного движения», где под ним понимается «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов и оборудования, установленного на нем». Во-вторых, в соответствии с приказами МВД РФ, Минпромэнерго и Минэкономразвития к транспортным средствам категории А относятся мотоциклы, мотороллеры. Кроме того, на самой Пермской таможне был выдан паспорт транспортного средства.
Пермская таможня в ходе судебного заседания по-прежнему настаивала на том, что мотоцикл не является транспортным средством. Ее представитель утверждал, что ссылка на ФЗ «О безопасности дорожного движения» несостоятельна. Понятие автотранспортного средства в законе сформулировано с целью охраны жизни и здоровья граждан, защиты их прав и интересов, а также предупреждения дорожно-транспортных происшествий. «Следовательно, оно не затрагивает правоотношения в сфере таможенного дела», – пришел к выводу представитель Пермской таможни. Факт выдачи паспорта транспортного средства, по мнению таможенников, также не является основанием для применения единой 30-процентной ставки. «Он вводится в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории страны, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями», – настаивают в Пермской таможне.
Алексей Жучков, руководитель коллегии юристов «Правое дело», говорит, что, согласно Таможенному кодексу, мотоциклы действительно напрямую не отнесены к автотранспортному средству, но в ТК это понятие не является закрытым. «На мой взгляд, наиболее точно раскрывает понятие автотранспортного средства ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности». Он относит к автотранспортному средству устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Мотоцикл имеет четко выраженную потребительскую функцию – перевозить как минимум одного человека», – подчеркивает эксперт «bc».
Мотовилихинский районный суд, выслушав доводы истца и возражения отвечика, принял сторону Владимира Ковалева и признал решение Пермской таможни об отмене в порядке ведомственного контроля решения Пальниковского таможенного поста.
«Складывается впечатление, что таможня начала охоту на байкеров. Но, поверьте, у нас, владельцев мотоциклов, и без того хватает проблем. Если сотрудники Пермской таможни своим письмом хотели воздействовать на «перекупщиков» (тех, кто пригоняет мотоциклы с целью дальнейшей перепродажи), то при чем тогда простой потребитель?» – недоумевает Владимир Ковалев.
В Пермской таможне давать развернутые комментарии категорически отказались, сославшись на то, что начальник службы находится в командировке, а у других сотрудников подобных полномочий нет. Тем не менее в правовом отделе отметили, что намерены обжаловать решение Мотовилихинского районного суда, поскольку, по мнению таможенников, оно является незаконным и необоснованным.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний