Газета
 07 июня 2010, 13:20   1227

Чиркунов позвал в рынок

На производственной базе ОАО «Пермский моторный завод» прошло заседание комиссий Общественной палаты Пермского края. Наибольшая полемика развернулась вокруг темы кооперации малого и крупного бизнеса. Эту полемику активно поддерживал губернатор края Олег Чиркунов.

Совместное заседание совета Общественной палаты Пермского края и представителей администрации Пермского края прошло на территории ОАО «Пермский моторный завод». Собравшиеся обсудили доклад губернатора Пермского края «Социально-экономическое положение Пермского края», в частности идеи о необходимости увеличения кооперации предприятий. Дискуссии предшествовала небольшая экскурсия по заводу. Гостям представили новую систему бережливого производства, внедренную на заводе, рассказали об основной продукции предприятия, о сегодняшнем состоянии и перспективах развития кооперации и промышленного аутсорсинга на ОАО «Пермский моторный завод».
Сегодня в рамках кооперации ОАО «ПМЗ» взаимодействует лишь с крупным бизнесом края, доля пермских предприятий в общем числе поставщиков завода составляет около 80 %. «Пермский моторный завод сегодня кооперируется с предприятиями Пермского края, — сказал в своем выступлении главный инженер ОАО «ПМЗ» Иван Башкатов. — У нас очень большая кооперация с заводом «Машиностроитель», компаниями «Инкар», «Стар», в наземной технике нам помогают «Спец-М», ПНИТИ, часть проводов мы получаем с «Камского кабеля», небольшая кооперация с «Новометом», «Мотовилихинские заводы» часть заготовок металла нам поставляют. Это специализированные металлургические заводы, которые традиционно работали на авиационную промышленность».
«Сегодня наши промышленные предприятия активно не идут на кооперацию, потому что работают не в конкурентном рынке, — высказал свое мнение Олег Чиркунов. — Нам нужно развивать это направление. Причем и в части взаимодействия крупного бизнеса и науки. Сейчас мы пытаемся определить, где будущее нашей науки, какую роль играют вузы во взаимоотношениях с промышленностью. Я отдаю себе отчет, что государственные возможности в этом вопросе имеют очень ограниченный характер».
В своих предложениях по кооперации руководство Пермского моторного завода обозначило промышленный аутсорсинг (по композитным материалам, чугунному литью, порошковой металлургии и др.), предоставление площадей для создания научно-испытательной базы для инновационных университетов по направлению «Авиадвигателестроение» и размещение технопарков. «Реально ли вас сегодня просить действительно разработать проект технопарка? Необходим пилот, который вы как специалисты проведете от начала до конца и выложите на стол к инвестору, — обратился Олег Чиркунов к руководству предприятий Пермского моторостроительного комплекса. — Вопрос не в том, что нет успешных идей, а в том, что нет необходимого взаимодействия. Нам важно найти верный путь. Идея с технопарками очень интересна. Мы даже не претендуем на производство ключевого продукта, нам бы хоть что-то начать производить таким образом. Это будет вашим вкладом в реструктуризацию промышленности Пермского края. Если пилотный проект в какой-то его части не будет укладываться в сроки окупаемости, то мы сможем обсудить вопросы дотирования банковской ставки».
Свое слово во время дискуссии сказали и представители малого и среднего бизнеса. По их мнению, выстраивать собственное производство на основе договорных обязательств с промышленным холдингом сложно, затратно и бесперспективно — в любой момент можно остаться без заказа. Губернатор края в свою очередь заметил, что риск в этом случае будет обоюдным, ведь и промышленные холдинги рискуют, отдавая одно из направлений своего бизнеса на аутсорсинг. «Выход один – и у малого, и у крупного бизнеса должно быть несколько заказчиков и исполнителей. Нужно работать по принципу диверсификации», - резюмировал Олег Чиркунов.
Тут же губернатор сетовал на нежелание пермяков зарабатывать деньги. «Захотелось окрошки, купил квас (автоматически взял с полки) — «Букет Чувашии», — возмущается Олег Чиркунов. — Вы представляете в цене этого кваса стоимость транспортных издержек? Насколько ленивым надо быть для того, чтобы не догадаться произвести этот квас здесь и поставить на полку? На полки в наших магазинах смотрю — везде та же история. Почему сегодня дружить с властью выгоднее, чем производить авиационные двигатели или разливать квас? Все идут туда, где легко зарабатываются деньги. А там, где надо попотеть, это будет легкой добычей только тогда, когда там, где сейчас зарабатываются, они уже закончатся. Надо вникать в суть этого процесса: почему люди не хотят зарабатывать деньги? Параллельно с этим, я считаю, надо создавать центр субконтрактации, центр дизайна и прочие инструменты».
В целом собравшиеся приняли решение о необходимости создания площадки, где можно будет обсудить проблему взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса. «Должно меняться мышление и у крупного, и у малого бизнеса, — считает Елена Гилязова. — Одна из задач, которые есть здесь у администрации, — это создание площадок, в рамках которых мы можем обсудить проблему и найти подходы к ней. Второй момент — создание той инфраструктуры, которая способна двигаться по пути развития кооперации, взаимодействия больших и малых предприятий. Инструментов для этого достаточно».
 

Поделиться: