Газета
 07 июня 2010, 13:20   2124

На главных ролях

Пермский рынок политтехнологий готовится к будущей избирательной кампании. Спрос уже превышает предложение.

К предстоящим выборам в Пермскую гордуму готовятся не только политические деятели. Эксперты «bc» отмечают, что к активной избирательной кампании готовятся игроки рынка политехнологий и консалтинга. «Предстоящие в 2011 году выборы в Пермскую гордуму, а также довыборы в Заксобрания по избирательному округу № 14 уже мобилизуют политтехнологов», - отмечает Валерия Пегушина, креативный директор консалтингового центра «Площадь круга». Как отмечают специалисты, на данный момент на рынке не наблюдается ведущей команды пиарщиков, что отличало регион в предыдущие годы. Нынешнее время характеризуется экспертами как время «обновления», «неопредленности» и даже именуется «сменой эпох».
Как считает политолог Николай Иванов, на рынке политтехнологий в Пермском крае наблюдается серьезный кризис: нет ни новых идей, ни кадров. «Главные специалисты региона в этой сфере сегодня - это Олег Чиркунов и Федор Алиев. На данный момент все решает административный ресурс: «не тех» кандидатов можно снять, а нужные решения так или иначе «продавить», - полагает собеседник издания.
Николай Иванов:
- Реальной конкуренции в политике сегодня нет, соответственно, отсутствуют и политтехнологии. Некоторым исключением на этом фоне выглядят выборы в органы местного самоуправления. Здесь конкуренция еще присутствует, однако принципиально новых идей нет и на этом уровне. Думаю, главную роль играют не технологии, а конкретные личности, претендующие на те или иные выборные позиции.
Николай Иванов полагает, что рынок поделен между игроками на отдельные небольшие сегменты. «В любом случае все под контролем и санкционировано сверху», - резюмирует политолог.
Ближе к телу. Вопрос реализации поставленных новым главой администрации губернатора Федором Алиевым задач на местах тем не менее остается открытым. Дарья Худякова, директор консалтингового агентства «Фристайл», полагает, что г-н Алиев в ближайшее время определит пул приближенных ему политтехнологов. Ответить на вопрос, кто из действующих команд будет избран на эту роль, эксперты «bc» затруднились. «Не могу сказать, займется ли выполнением задач администрации кто-то из местных игроков или варягов. Роль агентства, аффилированного государственным структурам, становится не самой привлекательной. Возможен вариант, при котором никто на нее не согласится. Здесь больше трудностей, чем кажется. Провести кандидатов от власти сейчас все сложнее», - полагает Олег Подвинцев, директор Пермского филиала по исследованию политических институтов и процессов Института философии и права УрО РАН.
Вероятно, с краевой администрацией продолжат сотрудничать представители екатеринбургской компании «Бакстер групп», предполагают эксперты. Как отмечает Алексей Швайгерт, глава Российской ассоциации политических консультантов, могут быть приглашены к работе в Перми и крае московские специалисты.
Не остается сомнений, что в избирательной кампании марта следующего года в большинстве округов сложится борьба между значительным количеством кандидатов. По мнению Валерии Пегушиной, в данной ситуации не приходится говорить о конкуренции среди политтехнологов: спрос существенно превышает предложение. «На нашем внутреннем рынке есть серьезные профессиональные команды, но даже им не хватит ресурсов, чтобы освоить более ста серьезных конкурентных избирательных кампаний одномоментно. И кризис внесет свои коррективы: часть кандидатов, по-видимому, не осилят участие технологов и будут обходится своими силами», - отмечает г-жа Пегушина. Политолог Артем Лежнев соглашается: спрос значительно выше предложения. По его словам, ввиду незначительных бюджетов будущих кампаний формируется потребность в технологах среднего уровня и ниже. «Квалифицированные технологи на такие предложения соглашаться не будут», - резюмирует эксперт. Из всех игроков в качестве вероятных руководителей штабов называют представителей РПА «Кучер», «Площади круга», «Майского жука», «Фристайл», уже упоминаемых «Бакстер групп», а также команды Ирины Колущинской, Сергея Ильина и других. Эксперты говорят о том, что наверстывать позиции на рынке политтехнологий наверняка придется «Кучеру», который за последнее время отошел от работы, связанной с политтехнологиями и консалтингом. Как отмечает политолог Алексей Копысов, сейчас у агентства много просьб вести кампанию партнеров на прошлых выборах в Пермскую гордуму и краевое Заксобрание. На взгляд многих опрошенных «bc» представителей отрасли, Григорий Куранов, возглавляющий агентство, просто не сможет отказать своим заказчикам. «Не получится и так, что в бой пойдут одни «профи»: слишком большой объем. На предстоящих выборах обязательно появятся новые игроки, которые, однако, вряд ли составят конкуренцию «старикам», - полагает г-жа Пегушина.
Г-н Копысов резюмирует: в борьбе за мандаты могут выдвинуться и партийные политтехнологи региональных отделений, к которым Алексей Копысов относит Анастасию Зырянову в ЛДПР, Юрия Бурлякова и Илью Шулькина в «Справедливой России», Артема Лежнева в «Правом деле», Ирину Колущинскую в «Единой России».
Ожидается, что стоимость избирательной кампании в думу через год окажется в зависимости от поставленной цели в диапазоне от нескольких до 15 млн рублей.
 

Поделиться:
Все новости компаний